МАКЕДОНИЯ, АЛБАНИЯ 2013

12. День одиннадцатый. Тирана.

смотреть трек дня на EveryTrail

Прокатились по утреннему Эльбасану. Суетливо и машинно, как во всех албанских городах. При свете дня крепость выглядит нелепо — кусок древней стены среди многоэтажек.

После выезда из города начинаются метания. На Тирану существует две дороги: одна старая, по горам, другая — автомагистраль через туннель. Выбираем сначала первую, но чуть проехав, перед первым же крутым подъёмом останавливаемся и сворачиваем на улицу параллельную магистрали. Через пару километров колдобин и грязи выбираемся через отбойник на автомагистраль. Движение очень слабое, к тому же дорога расширяется, есть возможность ехать по недоделанной и потому совсем пустой полосе. Дорога имеет постоянный незначительный подъём до самого туннеля (длина 2355м).

Включаем все доступные источники света, а у меня с учётом всех потерь их осталось немного, въезжаем в подземную дыру. Здесь также продолжаются ремонтные работы, одна полоса закрыта. Машины наполняют туннель неприятными звуками. Медленно движемся по узкому тротуару. Туннель современный, оборудован электрическим освещением, телефонными аппаратами для экстренной связи, всякими загорающимися знаками. Раздаётся сигнал телефона, впереди в такт телефонным звонкам вспыхивает табличка со схематичным изображением телефона. Я раздумываю, чтобы это могло значить. В задумчивости проезжаю мимо телефонного аппарата, звонок смолкает. И тут же возникает вновь, но уже впереди, метрах в трёхстах. Вобщем понятно, кто-то хочет с нами пообщаться. Подъезжаю, снимаю трубку. Мужской голос сначала говорит по-албански, затем переходит на скудный английский. Передаю трубку Славе. После продолжительного общения Слава вешает трубку. Суть в том, что ехать по туннелю на велосипеде очень опасно, но если нам нужно, то можно, но следует быть предельно осторожными.

После туннеля строительные работы продолжаются, слева примыкает дорога, спускающаяся с гор — альтернативный путь из Эльбасана в Тирану. Начинается хороший спуск. Было бы приятно скатиться с горы, если бы не большое количество авто. Новая автомагистраль уходит вправо, движемся по тихой старой дороге несколько километров. Затем поток машин снова возвращается на старую дорогу, здесь автомагистральный участок заканчивается. До Тираны путь не слишком весёлый, трафик большой.

Въезжаем в столицу в полдень, селимся в Tirana Backpacker Hostel. Находится в центре города, при этом имеет свой зелёный дворик. Нас встречает хозяин заведения, помогает припарковать велики, отводит на ресепшен. Народу в хостеле много, свободна только одна комната с двуспальной кроватью за 28 евро. Видя нашу нерешительность, нам предлагают альтернативу: диванчик в холле за 8 евро или диванчик во дворике за 6 евро. Мы с радостью соглашаемся. Спать на свежем воздухе, контролировать при этом припаркованные велосипеды, заплатить за это всего 6 евро (с завтраком!) — лучше и не придумаешь. Да ещё душ с горячей водой, компьютер с интернетом, бар с ракией... Хозяин, оказавшийся большим поклонником велосипеда, угощает меня бокалом пива. Мы сидим с ним за стойкой бара, болтаем о путешествиях. Оказывается, что мы со Славой — первые русские в этом хостеле. В связи с этим, хозяин даёт ещё попробовать два вида ракии. Мне очень нравится в Тиране!

Не желая сильно злоупотреблять гостеприимством, отправляемся побродить по городу. После обеда в итальянском ресторанчике наши пути расходятся. Я отправляюсь в бар-турне, а Слава возвращается в хостел. Не успели мы попрощаться, как прямо над головой грянул оглушительный гром. Ливень страшной силы обрушился на город. Я даже был вынужден купить зонтик у уличного продавца, но всё равно добрался до ближайшего бара промокший до нитки. Бармен оказался очень разговорчивым. Его дедушка, военный высокого чина, учился в Ленинграде. Через полтора часа разговоров дождь закончился, я продолжил свой тур. Пешком обошёл весь центр города и примыкающие к нему районы, вернулся в хостел поздно вечером.

Хостел не спал. Оживление, исходившее от бара, растекалось по всему хостелу. Я присел за столик к человеку, лицо которого показалось мне знакомым. Оказалось, что мы с ним встречались пару часов назад в одном из многочисленных баров Тираны. Разговорились, вскоре к нам присоединился Слава. Мужчина оказался американцем. Несколько лет жил в Японии, а теперь развёлся со своей японской женой и второй месяц путешествует по Европе. Деньги у него заканчиваются, скоро придётся возвращаться в Америку, работать. В Японии он шесть лет работал преподавателем английского. Впервые в жизни я общался на английском в столь комфортных условиях. Человек, привыкший к разговору с людьми, плохо владеющими его родным языком, во-первых, говорил очень простыми фразами, во-вторых прекрасно понимал мой кривой английский. Засиделись мы с ним до поздней ночи. Бар давно закрылся, пора и расходиться.

За день 49 км, всего 708 км.


13. День двенадцатый. Шенжин.

смотреть трек дня на EveryTrail

Сон на свежем воздухе не принёс желаемого облегчения. Я немного замёрз под утро. Связано это было с тем, что ночью не смог найти вход в спальник, уснул подмяв его под себя. В 8 утра народ начал собираться на завтрак во дворике. Пришлось вставать и мечтать о том, что к месту следующего ночлега мы доберёмся через пару часов.

Не буду врать. Не смотря на отсутствие сколько-нибудь значимого перепада высот, дорога показалась мне ужасно тяжёлой. Навстречу попались несколько групп велотуристов, в том числе один товарищ на лежачем велосипеде. Остановились на мосту через речку посмотреть на албанские рыболовные снасти. Эдакая огромная малявочница прикреплена к длинному рычагу, который с трудом двигает взрослый мужчина.

В Lezhё сворачиваем с трассы и через курортный городок Shёngjin выезжаем на берег моря, но воды не видно, скрыта от глаз забором, за которым какие-то портовые сооружения. Дорога идёт вдоль забора и упирается в ворота военной базы. Ворота распахнуты, надпись гласит, что проезд разрешён с 9 до 18 часов. На всякий случай интересуемся у охранника. Говорит, ехать можно. Едем. Преодолеваем маленький подъём и со скалы открывается вид на море и полудикий пляж. То есть он вроде дикий, но ведётся какое-то строительство на протяжении около километра. Через пару километров дорога заканчивается на совсем уже диком пляже.

Вдали пляж упирается в песчаный склон, спускающийся в море. До него километра три. Бредем по песку. Склон обходим по самой кромке воды, волны мочат кроссовки.

За склоном начинается новый пляж. Здесь останавливаемся на ночлег. Пожалуй, это лучшее место на адриатическом побережье для дикой ночёвки. Ближайшее жильё (на северо-западе и на юго-востоке) находится в 4 км. С востока место защищено горами. Людей на пляже нет. Судя по следам, иногда здесь появляются мотоциклисты. Море тёплое. Крутой песчаный склон добавляет морскому пейзажу неординарность. Есть одна неприятность — весь пляж усеян пластиком и прочим мусором, который море выносит на берег. Здесь понимаешь, насколько далеко наша цивилизация зашла в своём безрассудстве.

Купаемся, ставим палатки, готовим ужин на костре. С дровами проблем нет: имеется древесина выброшенная морем на берег, да и до склонов гор с засохшей растительностью недалеко. Солнце скатывается в море, налетевшие сумерки быстро сменяются полной темнотой. Выходит луна, начинают выть волки или шакалы, не знаю точно, кто это. Такое ощущение, что воют прямо за палатками. Звуки совсем неприятные, хочется засунуть голову в рюкзак.

Я отправляюсь спать в палатку. Слава дремлет у костра, охраняет лагерь от нашествия диких животных.

За день 68 км, всего 776 км.


14. День тринадцатый. Шкодер, Петровац.

смотреть трек дня на EveryTrail

Просыпаться на диком берегу тёплого моря намного приятнее, чем с похмелья в хостеле. Чувствуешь себя отдохнувшим и помолодевшим, готовым к подвигам. Первый подвиг — это сворачивание лагеря и перемещение по песку на голодный желудок в сторону посёлка с целью подстрелить на завтрак какой-нибудь омлет. Сначала идём пешком, но вскоре обнаруживаем, что можем ехать по мокрому песку у самой воды. И можем ехать с довольно приличной скоростью, до 10 км/ч. Так докатываем до посёлка Baks-Rrjollё. На пляже возятся со снастями рыбаки, подальше от берега, среди домов и скудной растительности носятся свиньи. В посёлке имеется католическая церковь, а вот ни магазина, ни кафе нет. Вдоль залива, глубоко вдающегося в сушу, проложена хорошая асфальтова дорога, ведущая в нужном нам направлении, в сторону Шкодера, но мы решаем не искать лёгких путей. Сворачиваем на просёлок к пешеходному мосту через залив. Мост деревянный, длиной около 250 м. Катим по мосту, объезжая рыбаков. Когда до противоположного берега остаётся метров 30, выясняется, что часть моста разобрана. Возвращаемся назад. Рыбаки говорят непонятное, мол, мост разобрали недавно, чего-то там такое случилось, а чтобы попасть на тот берег, нужно объезжать залив по асфальту. Ладно, не очень-то и надо. Катим по асфальту сначала вдоль залива, потом сворачиваем на шоссе вверх. На подъёме останавливаемся взглянуть в последний раз на албанское море. Слава остаётся пощелкать фотоаппаратом, а я двигаюсьь дальше. Через 20 м вижу отличный ресторан у дороги. Оставляю вел, захожу посмотреть меню. Глаз радует обилие блюд и низкие цены, но вот Славы чего-то долго нет. Возвращаюсь к велосипеду, смотрю на дорогу, Славы нет, проскочил мимо, не заметил припаркованный велик. Отправляю ему смску, чтобы подождал и отправляюсь за ним, вниз по дороге. Догоняю только через несколько километров. Возвращаться назад наверх не хочется. Но без завтрака мы не остались. Вскоре на обочине дороги увидели телегу, с которой крестьяне торговали арбузами, 100 лек (30 руб.) за штуку. Очень сочный плод.

Путь от моря в сторону Шкодера идёт по долине реки Бояны, примерно в 2-3 км от самой речки. За рекой видны мрачные горы на территории Черногории. С гор спускаются тучи. На въезде в Шкодер одна из таких туч настигла нас, пришлось спрятаться в кафе. Свежая жареная рыба пришлась очень кстати.

На подъезде к границе тратим последние леки в маленьком магазинчике.

Погранпереход совмещенный. Паспорт отдаешь албанскому пограничнику, а получаешь его уже из рук пограничника черногорского.

Несмотря на то, что погода в Албании была испорчена черногорскими тучами, в самой Черногории светило яркое солнце. Порадовала дорога Krute — Dobra Voda, проходящая по горам параллельно прибрежному шоссе. Дорога почти пустая, периодически открываются виды моря и гор. А вот дальше, начиная от города Бар, маршрут проходит по сильно загруженному прибрежному шоссе, портящему всё впечатление от Черногории.

В Петровац въехали в темноте, нашли комнату за 40 евро. Дороговато.

За день 103 км, всего 879 км.


15. День четырнадцатый и день пятнадцатый. Будва, Белград.

смотреть трек дня на EveryTrail

Впечатление от Черногории двоякое. С одной стороны отличное море, чисто и красиво. С другой стороны, толпы ленивых туристов, всё чопорно и дорого. В ресторанах слышна русская музыка, на дорогах много машин и польских заносчивых велосипедистов. Прокатились дальше вдоль морского побережья. Заехали в монастырь Reževiči. Спустились к пляжу Святой Стефан, надпись на 3-х языках: «Использование пляжного инвентаря обязательно, стоимость 50 евро». Рядом, правда, есть бесплатный пляж, но на нём не протолкнуться. Послонялись по старому городу в Будве, отправились на автовокзал. Рядом с автовокзалом есть неплохой супермаркет. Закупили сувениры: пршут и вино. Сели в автобус до Белграда.

Автобус оказался неудачным. Вместо того, чтобы как обычно, сразу отправиться по маршруту, он долго ездил по отелям, собирая отдыхающих, несколько раз съездил в Бечичи и обратно в Будву. Всю дорогу в нём было холодно, а в 4 утра он сломался в приграничном городке на территории Сербии. Часа 3 мы ждали, когда придёт другой автобус ему на замену, боялись что на самолёт опоздаем. Всё обошлось. В Белграде собрали велики, прокатились по полупустому утреннему субботнему городу и даже успели пообедать в моём любимом заведении в Сурчине. Расположено очень удобно на пути из аэропорта в Белград.

До Москвы летели вместе с велосипедистами из Ижевска. Они две недели колесили по Сербии.

Закончен ещё один балканский велопоход. Надеюсь, что не последний.

За два дня 51 км, всего 930 км.


16. Приложения.