МАКЕДОНИЯ, АЛБАНИЯ 2013

07-21.09.2013.

Куманово, Македония(Kumanovo, Makedonija) — Кокино (Kokino) — Куманово (Kumanovo) — Скопье (Skopje) — Тетово(Tetovo) — Попова Шапка (Popova Šapka) — Маврово (Mavrovo) — Вевчаны (Vevčani) — Струга (Struga) — Охрид (Ohrid) — Св. Наум (Sveti Naum) — Поградец, Албания (Pogradec, Albania) — Эльбасан (Elbasan) — Тирана (Tirana) — Шенжин (Shengjin) — Шкодер (Shkodёr) — Бар, Черногория (Bar, Crna Gora) — Петровац (Petrovac na moru) — Будва (Budva)

Содержание.

1. Введение.
2. День первый. С-Петербург — Куманово.
3. День второй. Кокино, Скопье.
4. День третий. Покатушка в окрестностях Скопье.
5. День четвертый. Тетово.
6. День пятый. Попова Шапка.
7. День шестой. Шарски Воды.
8. День седьмой. Маврово, Сенце.
9. День восьмой. Дебар, Вевчаны.
10. День девятый. Струга, Охрид, Св. Наум.
11. День десятый. Поградец, Эльбасан.
12. День одиннадцатый. Тирана.
13. День двенадцатый. Шенжин.
14. День тринадцатый. Шкодер, Петровац.
15. День четырнадцатый и день пятнадцатый. Будва, Белград.
16. Приложения.
17. Комментарии.


1. Введение.


Поход был запланирован на 2012 год, но по ряду причин не состоялся. В 2013 году маршрут прошли вдвоём вместе с Вячеславом Андреевым.

смотреть трек похода на EveryTrail
Почему-то никто не рассматривает Македонию как отдельную туристическую страну. Все известные мне путешествия затрагивали страну как-то боком. Либо это транзит в Грецию, либо в Болгарию, либо кусочек большого Балканского похода. В то время как Македония сама по себе достойна пристального внимания. Наличие гор, реликтовых озёр, археологических памятников и мест, связанных с важными этапами развития православной веры, делают путешествие по Македонии интересным и необычным. Для меня в данном походе Македония явилась ядром, а Албания с Черногорией — необходимым довеском с морским побережьем.

Добирались как обычно, через Белград. Авиабилеты С-Петербург — Москва — Белград — Москва — С-Петербург 13.000 руб (примерно 300 евро), билет на автобус Белград — Куманово 20 евро, автобус Будва — Белград 25 евро.

курсы валют в сентябре 2013 следующие:

Один евро = 110 сербских динар.

Один евро = 63 македонских денар.

Один евро = 140 албанских леков.

Один евро = один черногорский евро, здесь все просто :-)

О местном населении, кухне и прочем написано много в предыдущих отчётах. Еще раз подчеркну, что албанцы в Албании — очень дружелюбны, гостеприимны, радушны и беззлобны, в отличие от албанцев, проживающих в соседних странах. Впрочем, и македонские албанцы для туристов никакой опасности не представляют и даже очень приятны в общении, но только взрослые. Албанские дети страшны своей непредсказуемостью и неадекватностью: могут выскочить на дорогу под колёса велосипеда, чтобы поприветствовать туриста, могут бросить камень, но страх скорее связан с опасением за жизнь этих детишек. Пожалуй, наиболее неприятная вещь в Македонии — это возможность встретить в горах местных охранников овец — собак породы шарпланинац (типа наших кавказцев). Это крупные собаки, хорошо знающие свою работу. При встрече с ними надо исходить из этой догмы. Если вы не будете дёргать овцу за хвост, то скорее всего собаки вас не тронут. Их задача — подальше отогнать вас от отары, только и всего. Встречаются очень воспитанные собаки, которые завидев незнакомца, смирно сидят, несводя с него глаз и дожидаются пастуха, туристов загрызают только после команды хозяина. Встречаются и менее воспитанные, которые с лаем несутся за велосипедистом. Бывает очень страшно, когда две такие туши ревут и лениво перебирают лапами в 100 метрах за спиной, а расстояние между вами неумолимо сокращается. Но их задача — прогнать вас подальше, мне неизвестен ни один случай, когда бы шарпланинац загрыз или хотя бы укусил велосипедиста. Но помнить о собаках следует и в одиночку по горам лучше не путешествовать. В целом, по Македонии и Албании, без всяких шуток, путешествовать намного безопаснее, чем по России.

Палатку и в Македонии и в Албании ставить можно, ограничения есть лишь в национальных парках. В Македонии удобно останавливаться на ночь в монастырях, за ночлег там берут небольшие деньги или «сколько сможете оставить». У нас была запланирована одна ночевка в монастыре, но не получилось.

Разжигать костер в Македонии вроде бы нельзя1, но в реалии никто запрета не соблюдает, кострищ видели много. Встречаются места настолько высушенные засухой, что ни один нормальный человек там костёр и не станет разводить. На месте была куплена газовая горелка за 130 македонских денар и баллон к ней за 30 денар, продаются они практически во всех более-менее крупных продовольственных магазинах. Горелка маломощная, пользовались ею 2 раза. 2 литра доводит до кипения почти за час. За разумное время реально вскипятить на ней миллилитров 500.

Македонские дороги имеют хорошее дорожное покрытие, особенно если сравнивать с российскими. По автомагистралям движение велосипедистов запрещено, хотя трафик небольшой. Чаще всего вдоль магистралей проходят старые дороги, которые поддерживаются в нормальном состоянии. Такие дороги, как правило, уже, несколько длиннее, имеют больший перепад высот, но зато движение по ним совсем небольшое. Албанские дороги в большинстве своем гораздо худшего качества. Основные магистрали в Албании имеют хорошее дорожное покрытие, но движение по ним очень плотное. После российских дорог и македонские и албанские дороги кажутся безопасными в силу относительно небольших скоростей на них и аккуратного вождения автомобилей.

C прискорбием приходится констатировать, что Македония страна довольна грязная. Бытовой мусор лежит на обочинах дорог и во всех местах, часто посещаемых людьми. Македонские законы карают за оставленный после себя мусор, но этого явно недостаточно, видимо необходимо также высокое самосознание населения. Визуально мусора в Македонии не меньше чем в России и почти столько же, сколько и в Албании. Мы проехали по районам Македонии, заселенным преимущественно албанцами. Можно было бы считать, что именно албанцы несут ответственность за кучи мусора в горах и на водоемах. К сожалению, и братья-славяне не отличаются особой чистоплотностью. Встречаются очень приятные исключения из этого правила, но об этом позже.

Цены в Албании и Македонии примерно одинаковые и являются, пожалуй, одними из самых низких на Балканах и в Европе. В Македонии очень много источников воды, расположенных вдоль дорог — иногда это красивое сооружение из камня с металлическим краном, иногда просто труба, по которой с гор стекает вода. Качество воды везде очень хорошее, пить можно без кипячения, даже из городского водопровода.

Для поездок в Сербию россиянам виза не нужна. До 15 марта 2014 года действует безвизовый въезд в Македонию для россиян. В Албанию безвизовый въезд действует до 30 сентября (в туристический сезон).

Македонский язык очень сильно отличается от сербского, знание сербского здесь не поможет как, например, в Хорватии, в Боснии или в Черногории. Поможет знание английского. А вот в Албании знание английского поможет только в туристических центрах, зато во многих районах страны знают итальянский, это нас сильно выручало (Слава говорит на этом языке). Македонские числительные похожи на русские в ещё большей степени, чем сербские. Лево-десно-право — произносятся также, как во всех южнославянских языках и имеют те же значения. Здраво — здравствуйте, фала — спасибо (кстати, сравните с сербским хвала и албанским фаламиндерит), чао — пока, до свидания (но не здравствуй). По-моему, знания этих слов достаточно, чтобы сойти за культурного человека.

В этом путешествии я ещё раз убедился в одном факте, подмеченном, если не ошибаюсь, Ильёй Гуревичем. Перефразировав его могу сказать следующее. Тем, кто путешествовал по России, не страшны ни разбитые дороги, ни македонские собаки, ни албанские дети.

В любом случае, если какие-либо неприятности произойдут в подобном походе, всё будет компенсировано знаменитым балканским гостеприимством.


2. День первый. С-Петербург — Куманово.

Приключения начались еще до моего выхода из дома. Я улетал в субботу утром, Слава — на сутки раньше. В пятницу днём звонок, Слава сообщает, что сам удачно добрался до Белграда, а вот его велосипед — нет, остался в Москве. Велопоход без велосипеда как-то плохо мне представляется.

смотреть трек дня на EveryTrail
Я добрался до Белграда без приключений, если не считать жуткую очередь на лифт в транзитной зоне Шереметьево, да потерю и долгие поиски посадочного талона на рейс Москва—Белград. В Белграде велосипед получил без проблем, собрал и покатил в центр. В городе старался двигаться по велодорожкам, в результате чего сделал небольшой крюк, но ничуть об этом не пожалел. Местами велодорожки очень хорошего качества, жаль только, что непродумано взаимодействие пешеходов и велосипедистов на совмещенных дорожках. Вдоль берега Саввы проложена отличная велодорожка и велосипедистов на ней великое множество. До уровня Нидерландов, конечно, велоинфраструктура сильно недотягивает, но вот Питер обогнала намного. В Калемегдане меня уже ждал довольный жизнью Слава. Его велосипед прибыл в субботу, с опозданием на сутки, но в целости и сохранности.

До автобуса в Македонию оставалось ещё прилично времени, решили покататься по Белграду, съездить в Земун — район города, где никто из нас ещё не бывал.

Земун, некогда бывший отдельным городом, сохранил свой облик и нрав внутри Белграда, в который он теперь влился. Поднялись на миллениумовскую башню, построенную в 1896 в честь тысячелетия Венгрии. Башня использовалась венграми для наблюдения за Белградом, который в те времена контролировался турками. C башни открывается вид на Земун, Дунай и Белград.

На обратном пути к автовокзалу закупили провиант. Автобус отходил в 20.30. Автовокзал порадовал бесплатным WiFi.

За день 39 км, всего 39 км.


3. День второй. Кокино, Скопье.

В автобусе поспали недолго, к трем часам уже были на границе, а в 3.30 высадились в Куманово. Пока собирали велики, подошёл автовокзальный сторож, имевший сильное желание пообщаться. Мужчина знал сербский, поэтому за полчаса сумели поговорить о многом. Узнав, что мы собираемся в Кокино, он подробно описал путь со всеми поворотами и с указанием расстояния между ними. Повторил описание раз десять до тех пор, пока я не смог сам рассказать ему на сербском весь маршрут. Сообщил, что на автовокзале имеется туалет и даже повёл его показывать, но узнав, что требуется по-малому, сделал широкий жест рукой, мол, можно прямо здесь. Сторож сообщил, что в 4 часа открывается хлебный павильон, а в 5 и все остальные магазинчики вокруг автовокзала. В хлебном павильоне нам вручили две очень вкусные булочки и отказались брать с нас деньги как с друзей этого сторожа. Булочки были проглочены моментально и вторую партию мы приобрели уже за македонские денары, которые незадолго до этого обменяли у сторожа на несколько евро. Чуть отъехав в сторону центра, обнаружили круглосуточный магазин, закупили провиант и воду. Больше в Куманово нас ничто не держало, можно было начинать маршрут.

смотреть трек дня на EveryTrail
Выехали из города по старой дороге, идущей вдоль нового шоссе. В утренних сумерках всё выглядит несколько необычно. Дорога скачет с горки на горку. На одном из спусков за нами погналась стая собак, мы припустили вниз, еле разъехались со встречным мопедом и с разгона въехали на следующую горку. На горке мне Слава сообщил, что удирая от собак, я потерял задний фонарь. Оглянувшись, я увидел остановившийся на склоне мопед. Его владелец что-то подбирает с дороги. Всё понятно, ехать за фонарём смысла нет. Потеря №1.

Рассветает в Македонии рано. Полшестого было уже совсем светло, а в шесть наслаждались восходом солнца. Старая дорога проходит под новой магистралью и уходит в сторону, на север. Сворачиваем в Старо-Нагоричане, посмотреть храм Святого Георгия. Вроде, 14 век. Правда, всё самое интересное находится внутри храма, куда мы даже не попытались попасть в столь ранний час.

Подъём в Кокино средней сложности, неплохая разминка в начале похода по горам. Вдоль дороги растут ежевика, алыча и ещё какие-то ягоды. Мегалитическая обсерватория Кокино обозначена щитом у дороги, незаметить невозможно. Считается, что обсерватории 4000 лет. Мы около часа побродили по старым камням. Честно говоря, я был разочарован. Я не увидел ничего, что свидетельствовало бы о рукотворном характере артефакта. Просто груда выветренных камней. Нужно очень хорошее воображение, чтобы считать их упорядоченными и позволяющими как-то наблюдать за небесными телами. Моё мнение, что это разводка для туристов. Места здесь просто великолепные, ради этого сюда и стоит ехать, тем более, что дорога уходит дальше по горам, можно сделать неплохой трип.

Поскольку ночью в автобусе спали мало, решили устроить дневной сон среди кокинских мегалитических камней. Расстелили в тенёчке коврики, спальники и отрубились в горной тиши. Разбудили нас многоязычные крики туристов, которые толпами ходили мимо нас посмотреть на чудо-обсерваторию. Хорошо ещё, что мы улеглись в стороне от основной тропы, а то уж точно бы затоптали.

К обеду вернулись в Куманово, поменяли валюту, купили симки, поели в турецком ресторане. Кстати, сегодня 8 сентября, День Независимости Македонии. По этому случаю во второй половине дня почти всё закрыто.

От Куманово в Скопье дорога плавно и нудно поднимается вверх, зато потом идет продолжительный головокружительный спуск через знаменитую албанскую деревню Арачиново, мимо печального мемориала вниз, в Скопье. Ух, два года я уже так не катался!

В македонскую столицу въехали уже в темноте. Порадовала отличная велодорожка, протянувшаяся вдоль Вардара через весь город. Вдоль велодорожки построены спортплощадки, теннисные корты. Какой-то непрерывный спортивный праздник! Заселились в HiSkopjeHostel, 11 евро с человека с ночевкой в шестиместной комнате. Хостел приятный, но тесноватый, очереди в санузел, да и расположен не в центре. Имеется гараж для велосипедов.

Вечером встретились с нашими друзьями — с Павлом и Великой. Они оба велосипедисты, Павел родом из Полтавы, живёт и работает в Скопье. Поужинали вчетвером в ресторане, отведав замечательной македонской кухни, получили ценные советы, касаемые велопутешествий в этой балканской стране, замёрзли (ночи в сентябре 2013 оказались не по-македонски холодными). Велика, стуча зубами, покатила домой греться, а Павел устроил нам ночную велоэкскурсию по Скопье. Город спокойный, весёлый и немного смешной. На улицах в центре огромная куча памятников и статуй, установленных в последние годы, причем строительство статуй не прекращается, скоро не пройти будет.

За день 111 км, всего 150 км.


4. День третий. Покатушка в окрестностях Скопье.

смотреть трек дня на EveryTrail
Утром в хостел заехал Павел, чтобы покататься с нами вместе по горе Водно. Подъем на Водно начинается недалеко от хостела, но Павел повёл нас другой, более спокойной и интересной дорогой, без асфальта. Местами приходится идти пешком, но по-большей части дорога вполне проезжабельна. Маршрут начинается возле церкви Святого Йована. Это стандартное место сбора скопских велосипедистов перед подъемом на Водно. Здесь можно наполнить фляги чистой водой. Гора Водно очень популярна у горожан, имеется масса тропинок для пеших прогулок по горе, велопокатушки по Водно — обычное дело, устраивают даже ночные.

Наш безасфальтовый путь вывел на асфальтовую дорожку, по которой очень быстро докатили до Средне Водно. Отсюда можно продолжить подъём своим ходом по асфальту, а можно подняться на фуникулере. Выбираем второй вариант, силы сегодня ещё пригодятся. Забираемся в кабину, служащие цепляют наши велосипеды на специальные крюки, расположенные снаружи кабин. На одну кабинку цепляется только один велик. Выскочив наверху из кабинки, надо успеть его снять, здесь служащие уже не помогают. Со вторым и третьим великами проще, мы стоим на площадке и заранее готовимся к их прибытию. На вершине горы установлен огромный миллениумовский крест высотой 66 метров. Вокруг креста большая смотровая и закусочная площадка. По случаю выходного дня народу очень много (в Македонии как и в России, если праздник выпадает на воскресенье, то понедельник тоже выходной). На крест сегодня подняться нельзя, что-то там ремонтируется.


Фоткаемся раз эдак двадцать и отправляемся кататься по дорожкам и тропинкам. Пешеходов много, но несущийся впереди Павел всех распугивает. Когда я проезжаю, все пешеходы в ужасе жмутся к обочине, некоторые крестятся. Павел показывает нам замечательные места, тихие, с прекрасными видами, без него мы бы их не нашли. Перекус (как же без этого!) и отправляемся вниз по узкой тропе, спуск требует умения хорошо управлять велосипедом. Тропа выводит на асфальт, спускаемся к монастырю Св. Пантелеймона (12 век). Внизу заезжаем в продовольственный магазин, Павел показывает, что можно и нужно покупать в Македонии, показывает, как выглядят газовый баллон и горелка.

Павел уезжает по делам, а мы продолжаем покатушку вдвоём. Метров через 500 попадаем в ДТП. Объезжая слева припаркованную у обочины машину, Слава задевает зеркало автомобиля металлической заглушкой грипсы. Из машины вылезает человек какого-то цыганского вида, начинаются разборки. Человек говорит только по-македонски, английского не знает. Я вмешиваюсь в спор, который начинает приобретать излишне эмоциональный характер. Ситуация очень похожа на сцену из известного фильма, когда герои спорят на разных языках, но ситуация настолько простая и понятная, что их диалог получается вполне связным.

Он на македонском, с жутким албанским (или цыганским?) акцентом:

— Сижу в машине, никого не трогаю, тут вы проезжаете, бьёте по зеркалу!

Я на чистом русском, без всякого акцента:

— Ну и покажи мне хоть одну царапину!

Он:

— Ремонт денег стоит, вы должны компенсировать!

Я:

— Хрена лысого ты получишь, а не деньги. Хочешь разборок — полицию вызывай.

Он:

— Полиция это долго. Это в суде вопрос решается, это несколько дней.

В таком духе ведем разговор до тех пор, пока действительно не подъезжает патрульная полицейская машина. Полицейские просят нас переместиться на тротуар, задают какие-то непонятные вопросы, идут разговаривать с водителем. Я немного остываю и думаю, что вот сейчас начнутся настоящие проблемы (видать, цыгану удалось меня зазомбировать). Звоню Павлу, надеюсь, что он не успел далеко уехать, может подъедет, хоть объяснит, чего от нас хотят. В этот момент подходит полицейский, говорит:

— Нэма проблем.

И рукой показывает: можете ехать.

Приобретя полезный опыт общения с македонской полицией, движемся дальше, на озеро Матка. Озеро образовано вследствии затопления каньона реки Трески после постройки плотины ГЭС в 1938. Озеро красивое, по берегу над озером проходит пешеходная тропа. Местами тропа прорублена в скале. На озере тихо, лишь временами кричат какие-то птицы. Велосипеды пристегиваем возле ресторана в начале озера. Проходим по тропе более половины длины водохранилища, возвращаемся к велосипедам уже в сумерках. В Скопье въезжаем в темноте. Павел и Велика организуют прощальный ужин.

Возвращаемся в хостел ночью. Народу полно, все спальные места заняты, кто-то спит даже на диванчике в холле, завернувшись в спальник. Понаехали тут, понимаешь!

За день 69 км, всего 219 км.



5. День четвертый. Тетово.

смотреть трек дня на EveryTrail
Решили, наконец, посмотреть Скопье при свете дня. Выехали с вещами из хостела, покрутились по центру. Очень мне понравились велополицейские на Треках, так случилось второе общение с полицией за этот поход. Переехали Вардар по Каменному мосту, посмотрели восточный базар.
Заехали в крепость. По большому счету смотреть особо не на что. На выезде из города заехали в торговый центр. Прыгая по древним кокинским камням в первый день пребывания в Македонии, я порвал кроссовки (потеря №2). Теперь потратил почти час, покупая новые. За это время кто-то свинтил с велосипеда передний фонарь. Это стало потерей №3.

Пока мы возились возле велосипедов, собираясь отъезжать от торгового центра, мимо пронесся на большой скорости Павел, опаздывающий на работу. А ещё говорят, что в Скопье живёт до миллиона человек. Ни за что не поверю!

День выдался жарким, что осложнило дорогу до Тетово. Как обычно, ехали мы не по шоссе, а по старой дороге, идущей параллельно. В одном месте неплохой вобщем-то асфальт внезапно сменился булыжниковым покрытием метров на пятьсот дороги, затем снова пошёл асфальт.

В Тетово долго искали где бы перекусить, в конце концов нашли неплохое место на берегу реки Пены неподалёку от знаменитой цветной мечети. Так было приятно посидеть в тени, что обед растянулся часа на два.

Когда выехали из города, до захода солнца оставалось пару часов, а ведь предстоял серьёзный подъём метров эдак на 1200. Покрутив педали, борясь с сонливостью и тяжестью в желудке, постепенно осознали, что до Поповой Шапки сегодня уж точно не доедем, а мест, пригодных для постановки палатки, чего-то не наблюдается. Встреченный на дороге мужчина, неплохо говоривший по-сербски, рассказал, что возле поворота на село Лесец есть ресторан, в котором сдаются комнаты. Ресторан этот находится в 6 км недоезжая Поповой Шапки и ниже её метров на четыреста. Чтож, хорошие новости, предстоит проехать в темноте на 1,5-2 часа меньше, чем могло бы быть.

И всё-таки около часа пришлось ехать в полной темноте. Но вот в стороне от дороги засиял огнями искомый ресторан. Место приятное. Владельцы ресторана потрудились над ландшафтом. Деревянные ворота и каменная ограда, аккуратно постриженные полянки, террасами спускающиеся к пруду с утками, ручейки с форелью, водяное колесо, ёлки и другие экзотические растения высажены повсюду. И всё это в окружениии гор. Одна только маленькая неприятность — комнаты они не сдают, не сезон. Официанты начинают кому-то звонить, выясняя, какой отель работает в это время в Поповой Шапке. Мы в последней отчаянной попытке спрашиваем, может где есть место для палатки? Нам с радостью сообщают, что можно вот на той полянке, между форелевым ручьём и водяным колесом.

Лучше и не придумаешь! Ставим палатки, ужинаем в ресторане, чистим зубы в ресторанном санузле.

За день 52 км, всего 271 км.


6. День пятый. Попова Шапка.

смотреть трек дня на EveryTrail
Утром наше везение закончилось. Проснулись под шум дождя. Немного переждали и в паузе между сильным дождём и ливнем свернули палатки. Час был ранний, ресторан закрыт. Позавтракали припасенным йогуртом. В самый разгар завтрака появился работник ресторана, возвращающийся с охоты. За чашечкой кофе рассказал, что три раза выстрелил в кабана, но не попал. За ночлег и кофе денег с нас не взяли.

Выехали под дождём, надеясь, что Попова Шапка, до которой оставалось уже немного, окажется выше облаков. У меня сразу же обнаружился прокол. Пока менял камеру, дождь припустил не на шутку. Проехав ещё пару километров, обнаружил боковой порез покрышки, задул холодный ветер. Наверх, в Попову Шапку прибыли мокрые, замёрзшие, а я ещё и злой. В первом же ресторанчике (и, как оказалось, единственном) сделали остановку, чтобы согреться чаем и отремонтироваться. Случился порыв ветра такой силы, что Слава едва смог удержать свой велосипед.

Провозился с велосипедом долго, замерз хуже некуда. Решили посидеть в ресторане подольше, заодно и пообедали. Посетителей немного, по большей части сотрудники пограничной полиции.

После обеда дождь кончился, засияло солнце, но ехать дальше смысла не было, впереди нас ожидала самая трудная часть маршрута, а дождливое утро и поломки подкосили наши силы. Покатались по вымершему посёлку. Это горнолыжный курорт, летом всё закрыто, работает одна минигостиница Casa Leone. Поселились в неё за 20 евро за двоих без завтрака, но с большим балконом для сушки промокших велосипедистов и бесплатным WiFi.

Вечером ещё немного покатались, посмотрели место старта марафона Шарские Воды, завтра прокатимся по знаменитому в веломакедонском мире маршруту.

За день 9(!) км, всего 280 км.



1Запрет на разведение костров действует в июле и августе. В сентябре жечь костры можно.