НИДЕРЛАНДЫ 2013

X

Старая карта

X

Берген

X

Паромный прайс

X

Велодорожка через поля

X

Петухи

X

Скворечники

X

Навигация

X

Навигация

X

Мельница

X

Кемпинг De Maasakker

X

Кемпинг De Maasakker

X

Аист

X

Паром

X

Парочка

X

Неудачно припарковался

X

Утрехт

X

Велопарковка на вокзале в Утрехте

X

Велодорожка вдоль канала

X

Кемпинг Zeeburg

X

Амстердам

X

Велопаром

X

Выгул собак

X

Лошадки

X

Веломост

X

Разводной мост

X

Мельницы

X

Велосветофор

X

Памятник таблетке

X

Кемпинг Hemelrijk

X

Дюны

X

Непонятное сооружение

X

Деревья, погнутые ветром

X

Мельница

X

Велодорожка через дюны

X

Быки

X

Береговая велодорожка

X

Выезд на береговую велодорожку

X

Гуси

X

Ниже уровня воды

X

Ограничители скорости

X

Птицы в кемпинге Waddenzee

X

Домики на канале

X

Информационный стенд

X

Голландское садоводство

X

Канал в городе Enkhuizen

X

Город Enkhuizen

X

Город Enkhuizen

X

Акведук со шлюзом

X

Перекус на дамбе

X

Дамба

X

Кемпинг De Houtrib

X

Кемпинг De Houtrib

X

Кемпинг De Houtrib

X

Птичий заповедник

X

Лежачий велосипедист

X

Акведук

X

Велоразвязка

X

Выезд из леса

X

Заготовка рулонного газона

X

Мусороуловитель

X

дорога с широкой обочиной

X

Велопарковка на автобусной остановке

X

Велосветофор

X

В городе Ede

X

Велодорожка и автомобильная дорога в лесу

X

У зимбабвийского мастера

X

Зимбабвийские скульптуры

X

Велопарковка

X

Велотурист

X

Кемпинг Quadenoord

X

Кемпинг Quadenoord

X

баржа на Нижнем Рейне

X

Строительство развязки, временная велодорожка

X

веломост в Неймегене

X

Неймеген

X

Велопарковка

X

Цветочки

X

Велодорожка

X

Указатель веломаршрутов

X

Дорога от границы

X

Граница Германия/Нидерланды

X

Кемпинг в Хухтиниеми

X

Кемпинг в Хухтиниеми

X

Сайменский канал

X

На берегу Саймы

X

На берегу Саймы

X

Старт

04-14.06.2013.

К началу маршрута.

Добирались к началу маршрута с помощью Ryanair, рейсом Лаппеенранта — Дюсельдорф, билеты туда-обратно 95 евро/чел + 100 евро/вел. До Лаппеенранты добирались своим ходом (на великах) с дачи, которая находится в окрестностях Каменногорска. Самая неприятная часть пути — это участок до погранперехода в Светогорске, много машин и местами плохие дороги. После границы маршрут проходит по велодорожкам и тихим дорогам. Пообедали в Иматре, к вечеру были в кемпинге Хухтиниеми в Лаппеенранте. Кемпинг расположен рядом с аэропортом, по дорогам расстояние всего 3,5 км. Вылетали утром. Аэропорт совсем маленький, пассажиры по большей части русские. Насмешил один парень в очереди на посадку: «А у нас в Красноярске аэропорт больше, чем в Лаппеенранте». Думаю, так можно сказать про 99% аэропортов мира.

Фото с маршрута доступны по клику по соответствующей фотографии на карте (если не работает, следует обновить браузер до последней версии). Финскую часть трека смотреть на EveryTrail.

Маршрут.

5 июня приземлились в аэропорту Weeze (Дюссельдорф), собрали велики. Отсюда, собственно, и начинается маршрут. Путешествие несложное, но интересное. Страна плоская, почти без подъёмов и спусков, очень густая сеть велодорожек, огромное количество кемпингов. Много исторических мест и интересных гидротехнических сооружений.

Маршрут разработан с помощью нидерландского велопланировщика. Прокладывает маршрут между любыми двумя точками внутри страны с учётом выбранных предпочтений (наиболее короткий путь, интересные места и пр). Актуальность треков, проложенных с помощью велопланировщика крайне высокая. К примеру, треки создаются с учётом ремонтных работ, связанных с этим объездов и временных велодорожек. Треки накладывались на OpenCycleMap. Для территории Нидерландов эта карта очень подробна. В итоге, пользоваться такой навигацией (OpenCycleMap + трек велопланировщика) удобно. Если кто-то всё же предпочитает карты бумажные, может почитать статью о том, где купить велосипедные карты.

Стоит сказать несколько слов о нидерландских кемпингах. В отличии от привычных нам кемпингов Финляндии, здесь нет кухонь, а душ платный, за небольшим исключением. Тем не менее, останавливаться в кемпингах удобно. Это значительно дешевле, чем в отелях, а расположены кемпинги всегда в интересных местах в непосредственной близости от достопримечательностей. Удобно подобрать кемпинги рядом с треком с помощью указанного выше велопланировщика, либо, наметить кеминги с помощью другого ресурса и прокладывать трек велопланировщика от кемпинга к кемпингу. Кроме того, имеются т.н. paalkampeerterrein — обозначенные места в лесу, где имеется шланг с водой и можно ставить максимум три палатки (бесплатно). К сожалению, нам не удалось опробовать это чудо буржуйской цивилизации. Кстати, дикая ночёвка в палатке (вне кемпингов и специальных мест) в Нидерландах запрещена. Ещё одна полезная ссылочка — велолексикон.

Можно посмотреть карту нидерландского маршрута на EveryTrail. Интерактивная карта, расположенная ниже, позволяет получить информацию о кемпингах, в которых мы останавливались. Также с помощью карты можно быстро перейти к дневным трекам и фотографиям.

Для любознательных выкладываю старую карту Голландии, сфотографированную в одном маленьком краеведческом музее. Сравнив старую и новую карты, можно представить, какая огромная работа по осушению территорий проведена за последние 200 лет.

День 1.

Итак, приземлились в аэропорту Weeze (Дюссельдорф), собрали велики. До границы с Нидерландами 2,5 км. Можно сказать, что аэропорт этот в не меньшей степени нидерландский, чем Лаппеенранта — аэропорт русский. Буквально 2-3 оборота педалей и вот уже граница, её можно узнать по мостику через канавку. Нидерланды сразу впечатляют велодорожками, широкими обочинами и разнообразными велосипедистами. Через пару десятков километров пути я понимаю, что трек наш проложен в объезд городов, поэтому по пути не попался ни один магазин. Сворачиваем с намеченного маршрута в городок Gennep. Несколько пустых улиц с одинаковыми аккуратными домиками. Пешеходов нет, машины в поле видимости только припаркованные, иногда вдали появляются велосипедисты. Вдруг справа, на небольшой площади перед спортивным клубом какое-то шевеление: отъехала машина, подъезжают и паркуются велосипедисты, прошёл пешеход. В окнах спортклуба видны люди на велотренажёрах. Ага, понятно, приехали велосипедисты в спортклуб педали покрутить. Через сто метров после спортклуба город опять словно вымерший.

вернуться к основной карте

Неймеген порадовал старинными зданиями, селёдочным пати в древнем храме и здоровенным велосипедным мостом через реку Ваал. Строго говоря, мост железнодорожный, но значительная его часть отведена под движение велосипедов и бегунов, а вот движение автомобилей не предусмотрено. В конце моста идёт глобальная реконструкция развязки (здесь вело- и железнодорожная трассы пересекают две автомагистрали). В объезд стройплощадки проложена временная асфальтовая велодорожка, куча временных знаков и указателей. Всё серьёзно.

Преодолеваем ещё одну водную преграду — Нижний Рейн. Берега подтоплены — следствие обильных осадков в Германии. Судоходство на реке очень интенсивное, впрочем, как и на Ваале.

На подъезде к кемпингу происходит небольшой затуп. Точка, обозначенная у меня, как кемпинг, является перекрёстком двух лесных (есть и такие здесь!) дорог. С этого перекрёстка делаем выезды сначала вперёд, потом влево. Вернувшись же на перекрёсток в третий раз, обнаруживаем указатель на кемпинг, направо. Всё что есть в кемпинге, это несколько полянок среди сосен и одно сооружение из пластика, внутри которого расположены туалеты и души. Никаких административных зданий, платить некому. Однако мы не успели даже поставить палатку, как подъехал на машине хозяин всего этого учреждения, взял плату.

Трек первого дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 2.

Утром заехали посмотреть зимбабвийские скульптуры — выставку-продажу под открытым небом. Очень необычно выглядят экзотические птицы и животные в лесу в центре Европы. Под навесом работает афро-нидерландец, ваяет скульптуру.

Через лес проложена грунтовая дорога — для лошадей и автомобилей, вдоль неё идёт велодорожка с твёрдым покрытием. Велосипедисты здесь в почёте. По-моему, всё правильно, нечего автомобилям делать в лесу.

вернуться к основной карте

Интересно, что большие велопарковки бывают не только в городах, но и, например, на деревенских автобусных остановках.

Удивляют ловушки для мусора вдоль дороги. Как ими пользуются? Велосипедисты бросают на ходу в них носовые платки? Или пассажиры авто? Или это военная хитрость какая-то (ловушки расположены вдоль забора военной базы)?

Посмотрели заготовку рулонного газона. Чем они тут только не занимаются!

Страна вся распахана, используется каждый клочок земли. Но и леса тоже имеются, такие участки, скажем, 3*3 км. Леса огорожены забором, вход в них свободный через калитку, которую обязательно надо за собой запирать, чтобы дикие лесные животные не разбежались куда не положено. Вообще, в этой стране всему отведено своё место. Сделаны отдельные виадуки для автомобилей, отдельные мостики для велосипедов, отдельные акведуки для яхт, каждый движется по своему пути. Уж не знаю, кто придумал транспортные развязки, но жителям Нидерландов эта идея оказалась однозначно близка, развязки строют везде, где только могут.

Проехав под акведуком, оказались во Флеволанде, самой молодой провинции Нидерландов, освободившейся от воды во второй половине двадцатого века. Здесь всё по-другому. Широкие прямые дороги, бескрайние поля, бесконечные ряды ветряков. Обширные птичьи заповедники на болотах, оставленные как напоминание о том, что вся провинция находится ниже уровня моря.

Очередной кемпинг находится почти в центре города Lelistad, но в такой зелёной зоне, что трудно отличить его от вчерашней лесной ночёвки.

Трек второго дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 3.

Дамба, километров эдак 20. Встречный ветер, монотонное педалирование. Но с кронштадской дамбой ни в какое сравнение не идёт. Во-первых, здесь отличная велодорожка, отделённая от автомобильной дороги газоном, а местами грунтовым валом. Во-вторых, эээ..., впрочем, достаточно и первого. Велосипедистов на дамбе мало, я вообще заметил, что в этой стране на дальние расстояния ездят не очень многие, несмотря на наличие велодорожек, связывающих все населённые пункты. Вот на работу на соседнюю улицу, в детский сад, в школу, в магазин, в спортзал — это пожалуйста, это почти все на велосипедах ездят, а вот из Питера в Кронштадт Амстердама в Утрехт — это на электричке, а на велосипедах — лишь путешественники вроде нас или, может, спортсмены. Поэтому на вокзалах и на автобусных остановках в сельской местности так популярны велопарковки.

вернуться к основной карте

Ближе к концу дамбы дорога проходит под акведуком, конструкция которого усложнена наличием на нём шлюза.

Мне очень понравился городок Enkhuizen. Каналы, яхты, разводные мостики, старинные здания, остатки крепости и небольшое количествоо туристов. На выезде из города попалось на глаза эдакое садовое товарищество: небольшой клочок земли почти на уровне воды, разбитый на участки с огородиками и парниками.

Голландцы любят всё упорядочивать. Ещё они любят подписывать упорядоченные предметы. К примеру, часто можно увидеть информационный щит на краю поля с информацией о возделываемых на этом поле культурах. Может это для любознательных туристов сделано, а может для самих себя, чтоб не забыть, что же они здесь посадили. Иногда среди полей вдруг попадается небольшое поселение, жмущееся к каналу. Хозяева домиков соревнуются в украшении небольших участков земли между жилищем и водой.

Весь остаток дня провели в борьбе с сильным встречным северным ветром, который не стих даже ночью в кемпинге Wadenzee.

Трек третьего дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 4.

Весь мой небольшой опыт путешествия по Нидерландам свидетельствует о том, что здесь для всех категорий граждан пытаются создать комфортные условия существования, сделать так, чтобы никто никому не мешал: велосипедисты — автомобилистам, пешеходы — бегунам, алкоголики — наркоманам и т.д. Но некоторые вещи просто ставят меня в тупик, например, ограничители движения на городских и сельских дорогах. Ограничители представляют из себя столбики, установленные на проезжей части ближе к обочине таким образом, чтобы при движении мимо них, автомобиль выполнял некий манёвр, заставляющий снизить скорость. И это на совершенно ровной и пустой дороге. При этом велосипедиста, движущегося по обочине, ничто не ограничивает. Геноцид в чистом виде! Впрочем, такие ограничители скорости, на мой взгляд, гуманнее лежачих полицейских.

вернуться к основной карте

Наиболее интересная часть маршрута начинается от города Ден-Хелдер. Здесь, перебравшись через высоченный вал, защищающий город от морской стихии, оказываешься на берегу моря. При этом со стороны моря вдоль всего вала проходит полоса асфальта шириной метров 15. Асфальт предохраняет основание вала от размыва и используется в качестве вело- и прогулочной дорожки. Дорожка то идёт вдоль моря, то углубляется в прибрежные дюны, где пасутся коренные жители этих мест — мохнатые быки.

Трек дня закончили в кемпинге Hemelrijk. Проживание в кемпинге даёт право на бесплатное посещение расположенного рядом национального парка, связанного с прибрежными дюнами. Впрочем, в национальном парке не обнаружили ничего такого, что отличалось бы от увиденного за этот день: те же сосны и песок, а быков не видно.

Трек четвёртого дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 5.

вернуться к основной карте

Наконец-то увидели типичный голландский пейзаж с пятью мельницами сразу. В городе Zaandijk наше продвижение было остановлено разведённым мостом. Предусмотрительные голландцы создали красивый пейзаж, дабы люди не скучали в ожидании сведения моста. Пощёлкали мельницы.

На пути до Амстердама встретили табун разнокалиберных лошадок, которые упрямо смотрели все в одну точку. Интересно здесь выгуливают собак. Мужчина выходит из дома с двумя собачками, сажает их в корзину, установленную на багажник велосипеда и везёт к ближайшему полю. Здесь высаживает пассажиров, осуществляется выгул.

В Амстердам попадаем с помощью велопарома.

Трек пятого дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 6.

вернуться к основной карте

Весь путь из Амстердама в Утрехт проходит по аллеям вдоль канала. Такое впечатление, что катаешься в ЦПКиО, только людей почти нет и парк огромный.

Утрехт понравился своими длиннющими велопарковками, двухярусными каналами, старым городом. При этом туристов немного и цены несколько ниже чем в Амстердаме.

Остановились в кемпинге De Maasaker. Самый лучший кемпинг! Здесь мы были единственными посетителями, в нашем распоряжении оказались: кухня с электрическим чайником, душ с бесплатной горячей водой, поляна со столиком. За всё за это 14 евро — по местным мерка, дешевле только бесплатно.

Трек шестого дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

День 7.

вернуться к основной карте

К приятным впечатлениям от вчерашнего кемпинга добавилось много положительных эмоций. Мне кажется, что здесь, в провинции Северный Брабант, люди немного другие, чем в Голландии, более добрые и открытые. Заехали в маленький краеведческий музей, расположенный в доме старых фермеров. Экспозиция замечательная, во дворе можно выпить кофе с булочками за какие-то копейки (это и должно стоить копейки, но здесь, в центре Европы мы отвыкли от таких цен). Хозяин приносит нам блюдце со злаками — покормить петухов с мохнатыми ногами, бегающих по двору.

К обеду достигаем городка Берген. Селимся в миниотель, отсюда 8 км до аэропорта, вылет завтра в 6 утра.

Трек седьмого дня можно посмотреть на EveryTrail. Карта, расположенная рядом, даёт ссылки на фотки, которые открываются во всплывающем окне.

Путь домой.

Хеппи энда не получилось. Проснулись в 3.30, в 4.00 уже катили в утренних сумерках по лесной велодорожке, распугивая зайцев. В аэропорту были в 4.20. Упаковали велики, съели сухой паёк. У стойки регистрации оказались в 5.10, это время, указанное в наших билетах. Оказывается, что это не время окончания регистрации, а время закрытия выхода на посадку. Улететь не удалось. Ситуация осложнялась тем, что визы наши заканчивались 13 июня, то есть на следующий день, а рейсов в Питер или куда-нибудь поблизости от него не наблюдалось.

Пришлось брать билеты на вечерний рейс до Стокгольма, утром садиться на паром Стокгольм—Турку. В Турку нас ждал микроавтобус, с водителем которого мы договорились заранее и который помчался на всех парах к границе. Границу пересекли в 23.40 13 числа, успели. На этом доброта водителя закончилась, высадил он нас под дождём возле Выборга. Пришлось 40 км пилить по мокрой ночной дороге. А бюджет похода в результате вырос на 60%!

Друзья, не опаздывайте на рейсы Ryanair!