Наверное, не стоит описывать утро байкера, которое начинается через пару часов после отхода ко сну. В этот день я не плелся в конце экспедиции, а просто ехал в своем темпе, в результате чего разрыв с моими товарищами составлял километры и ждать им меня приходилось подолгу. Жара плюс обезвоживание организма как последствие потребления спиртного, недосып и накопившаяся усталость. Каждая возможность присесть или прилечь эффективно использовалась для отдыха.
Путь пролегает через весь остров Корчула, с запада на восток. Асфальт хорошего качества, машин немного, море виднеется то на севере, то на юге. Появились велосипедисты большие группы, одиночки, группы по 2-3 человека, на шоссейниках, гибридах и маунтинбайках. Надо сказать, что до сих пор велосипедисты встречались крайне редко, а теперь, по мере приближения к городу Корчула, их становится все больше и больше.
В одном месте вдоль дороги стоят домики с каменной(!) кровлей. Выбор материала для крыши объясняется наличием в округе большого количества обломков горных пород плоской формы.
Город Корчула запоминается крепостью, окруженной пальмами, ресторанами, сувенирными лавками, морем, солнцем, ветром и волнами. По городу слоняются толпы туристов. Кораблики причаливают и отчаливают, серфингисты гоняют вдоль Корчулы и к далекому полуострову Пилешац. Велосипедисты загружаются на яхты, пришвартованные на набережной у крепости. Жизнь кипит, как-то даже непривычно.
В Корчуле провели несколько часов: обед, купание, прогулка по старому городу, болтание по сувенирным лавкам, которые склоняют на все лады имя великого сказочника Марко Поло, родившегося, по легенде, в этом городе.
Сильный ветер отрезвил, взбодрил, позабавил набегающими на набережную волнами и задранными вверх юбками. Вобщем, скучать не пришлось, на паром опять чуть было не опоздали. Паром обычный, автомобильный, связывает остров с материком, маршрут Корчула Оребич, время в пути 20 мин. За это время успеваем полюбоваться закатом.
Оребич маленький курортный городок. Прямо на причале объявление, предлагаются аппартаменты по 8 евро/чел, но мы решили сегодня проехать максимально возможное расстояние, поэтому в наступающих сумерках педалируем по дороге, постепенно поднимающейся вверх. Темнота наступает очень быстро. Примерно в 5 км от городка, на высоте около 150 м, останавливаемся на смотровой площадке, любуемся луной, ночным морем и огнями Оребича. Далее дорога скачет то вверх, то вниз, высота колеблется от уровня моря до 400 метров, перепады температуры довольно большие. После дневной жары катимся бодро, однако темнота давит на психику. Честно говоря, для меня этот участок пути стал самым тяжелым за весь поход. Уж и не знаю, что тому виной: то ли ночное педалирование, то ли максимальный километраж, то ли переход от дневной жары к ночному холоду, то ли банальное похмелье. Полночи катимся по пустой дороге, пока не находим полянку, не доезжая до Папратно около 10 км. Ставим палатки. После легкого ужина я проваливаюсь в глубокий сон.
За день проехали 100 км.
Утром нас разбудили многочисленные звуки: сначала пастух гнал отару, покрикивая на животных, потом по шоссе сновали машины, визжа тормозами, откуда-то доносился грохот и лязг, как-будто экскаватор работает в карьере. Лежа в палатке я думал сквозь сон, что мы ночуем в каком-то городе или, по крайней мере, на главной площади какого-нибудь поселка. Однако, снаружи все было тихо и мирно, мы стояли на ровной площадке, которая некогда была огородом, но по причине запустения давно заросла травой и соснами. Шоссе скрывалось за деревьями внизу.
Быстро свернули лагерь и спешно поколесили в Папратну к парому. На одном из спусков я увидел на обочине аккуратно свернутый туристский коврик. Уж больно знакомым он мне показался, пришлось тормозить и привязывать его к рюкзаку. Товарищи грозно ждали меня на спуске к причалу, но увидев коврик, немного оттаяли. Стоит ли говорить, что на паром опять еле успели.
Через час уже купались на другом берегу, в Собре на о.Млет. Собра деревушка рядом с паромным причалом, а о.Млет это не омлет, а остров Млет (по-хорватски otok Mljet). Машин на Млете меньше чем на Корчуле, а вот растительности, наоборот, больше, поэтому приятно ехать даже в жаркий день. Проехали мимо соленого озера со звучным названием Блатина, выглядит вполне в соответствии со своим названием. К отсутствию завтраков в этом путешествии уже привыкли, поэтому когда доехали до населенного пункта Бабино Поле и поняли, что настало время обеда, начали искать трактир. Для этого нужно свернуть с шоссе направо и вверх, выехать на единственную улицу этого поселка, идущую параллельно шоссе. Поселок полуживой, но одно работающее заведение все же нашлось. Из поселка открывается вид вниз, собственно, на поле имени какой-то бабы, которое и дало название поселку. За полем гора, а за горой на берегу моря местная достопримечательность Одисеева пещера (Odisejeva Spilja), посетить которую нам не довелось.
После обеда проехали по улице поселка вперед и снова выехали на шоссе. Вскоре с одной стороны дороги обнаружился оливковый сад, терассами спускающийся вниз, а сдругой куст спелого и вкусного инжира. С удовольствием предались чревоугодию.
Еще пара часов по жаре, мимо места с неблагозвучным и вызывающим странные ассоциации названием Блатско Поле, мимо указателя Ropa, который местный остряк переделал в Europa (стремятся хорваты в Евросоюз!), и въехали на территорию национального парка Млет, о чем гласила соответствующая табличка.
Пожалуй, наибольшее впечатление за весь день произвела на нас безымянна бухта возле городка Полаче. Бухта имеет изрезанную береговую линию и несколько высоких зеленых островов, разделенных неширокимии проливами. Полаче расположен в глубине бухты, здесь находятся остатки церкви раннехристианской эпохи, сюда приходят паромы из Дубровника, отсюда отправляются экскурсии по национальному парку, здесь можно взять в прокат велосипед или лодку, снять аппартаменты. В Полаче мы и остановились, благо аппартаментов предлагается великое множество. Долго искали и торговались, в конце концов сняли за 270 кун двухкомнатные аппартаменты, расположенные на третьем этаже частного дома с большим балконом и видом на бухту. Заселение отметили чаепитием на балконе. На закуску была та самая знаменитая морковка. Вечером осмотрели развалины раннехристианской церкви и отправились в сердце заповедника к двум соединенным небольшим проливом соленым озерам. . Места красивые, да в темноте особо не разобрать :-) Если знать дорогу, то от Полаче до озер не более 2,5 км. Мы побродили вокруг озер, заплутали в темноте, так что за ночь находили не менее 10, а то и 15 км, кто ж считал! Надо иногда и пешком пройтись, не все же педалировать.
За день проехали 37 км.
Утром впервые за все путешествие зашли в кафе и позавтракали! После завтрака нашли хозяина приглянувшейся нам еще с вечера лодки. Хозяин, заполняя какие-то бумаги, спросил, есть ли у нас права на вождение лодки (они обязательно должны быть!), мы честно ответили, что не имеем. Хозяин вздохнул и сказал: Можно.
Так за 680 кун мы сделались на 5 часов обладателями моторной лодки с полным баком бензина. Водная прогулка хорошо разнообразит велопутешествие!
Насмотрелись на море и острова, накупались вдоволь, поиграли в морских разбойников. Черные гуси, сидящие на камнях, боязливо поглядывали на нас, иноземцы с яхт махали нам руками. Посмотрели с воды на город Помена.
Маленькая лодка среди сверкающей воды Адриатики, бутыль хорватского розового вина, оливки и козий сыр что может быть прекраснее?
Солнце было еще высоко, когда мы вернулись на причал в Полаче, сдали лодку, забрали вещи и велосипеды из аппартаментов и погрузились на катамаран до Дубровника. Утомленные морской прогулкой, всю дорогу проспали. В Дубровнике на причале как всегда нас встречали бабушки, желающие сдать комнаты. Пока мы с ними торговались, мимо проезжали велосипедисты, торопящиеся погрузиться на паром. Один из них был точно в такой же велофутболке, что и у меня, с надписью Saxo Bank. Когда он меня увидел, так чуть с велика не свалился от неожиданности. Жаль, пообщаться с ним не успел.
На следующее утро уже сидели в самолете. Наше маленькое путешествие закончилось. В заключение могу сказать, что качество похода не всегда определяется пройденными километрами, так что не судите строго. А Далмация мне запомнилась такой, как на картинке внизу: прозрачное море, голубое небо и зеленые острова.
- Карты.
- Далмация (Сплит Дубровник).
- Маршрут.
- Остров Хвар.
- Город Хвар.
- Остров Корчула. Запад.
- Остров Корчула. Средняя часть.
- Остров Корчула. Восток.
- Остров Млет. Запад.
- Остров Млет. Восток.
- Паромы.
- Jadrolinija: Split Stari Grad, Hvar Vela Luka, Korčula Orebić, Prapratno Sobra
- G&V Line: Polače Dubrovnik
- Прочие перевозчики.
- Автобусы.
- Балканские отчеты.