ХОРВАТИЯ 2011

04-10.09.2011.

Санкт-Петербург — Москва — Дубровник, Хорватия (Dubrovnik, Hrvatska)— Сплит(Split)—Старый Град, о.Хвар (Stari grad, o.Hvar) — Хвар (Hvar) — Вела Лука, о.Корчула (Vela-Luka, o.Korčula) — Корчула (Korčula) — Оребич, п-ов Пилешац (Orebić, Pilješac) — Папратна (Papratna) — Собра, о.Млет (Sobra, o.Mlet) — Полаче(Polače) — Дубровник, Хорватия (Dubrovnik, Hrvatska) — Москва — Санкт-Петербург

Содержание.

1. Введение.
2. День первый. Дубровник — Сплит.
3. День второй. Сплит — остров Хвар.
4. День третий. Остров Хвар — остров Корчула.
5. День четвертый. Остров Корчула — полуостров Пилешац.
6. День пятый. Полуостров Пилешац — остров Млет.
7. День шестой. Остров Млет — Дубровник.
8. Приложения.
9. Комментарии.


1. Введение.

Традиционный сентябрьский балканский велопоход. На этот раз путешествовали втроем. На выбор маршрута повлияли следующие факторы.

Во-первых, ограниченность по времени, в нашем распоряжении была всего одна неделя.

Во-вторых, очень хотелось как-то за это небольшое время ухватить кусочек моря.

В-третьих, хоть в прошлом году я и прокатился по Хорватии, но это было настолько поверхностным знакомством со страной, что я уж никак не мог записать себе в актив знание этого государства, а хотелось бы.

Учитывая эти факторы, а также изучив варианты заброски, родилась и воплотилась следующая идея. Добирались рейсом Аэрофлота С-Петербург — Москва — Дубровник, далее на автобусе до Сплита. От Сплита маршрут пролегал по островам назад, в сторону Дубровника. Всего за шесть дней путешествия перемещались на паромах пять раз. Ночевка в основном под крышей (в аппартаментах), в палатках ночевали всего два раза. Костры не разводили — на всей территории Хорватии действует запрет, да и смысла в этом особого не было. Общее впечатление от путешествия очень благоприятное — постоянно солнце, море, виноградники, небольшие горы, асфальтовые не сильно загруженные дороги. Вот времени, конечно, было очень мало, не успели посмотреть многие достопримечательности, да и просто покататься неспеша в удовольствие не смогли, каждый день торопились успеть на паром.

О стране могу сказать, что она несколько цивилизованнее своих соседей (имеются ввиду только Босния, Черногория и Сербия, а в Словении пока что побывать не довелось) со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Страна чище, дороги лучше, но и цены выше. Люди не сильно приветливые, но вполне доброжелательные. Встречаются присущие всем Балканам разгильдяйство и непунктуальность, и дело не в том, что это имеет место быть (здесь это встречается реже чем у соседей), а в том, что люди относятся к этому спокойно, лояльно, как к чему-то неизбежному, неотвратимому. Еще показались странным и непонятным проблемы с завтраками в кафе. Большинство заведений, где можно поесть, начинают работать только с обеда, а утром даже в больших городах можно найти лишь кофе и сигареты. Исключение составляют рестораны при отелях, но на нашем пути таковые попадались крайне редко.

Маршрут можно рекомендовать для спокойного неспешного путешествия, например, семейного. Это хороший вариант знакомства с Хорватией, точнее с ее частью — Далмацией, еще точне — со Средней и Южной Далмацией.

У нас, правда, не получился отдых ни спокойный, ни неспешный, ни семейный. Мы со Славой давно решили, что в сентябре отправимся куда-нибудь на Балканы. Еще в апреле на велопитерском открытии сезона поделились с Шуриком своими планами. Он сразу изъявил желание попутешествовать с нами. Я, честно говоря, не воспринял тогда это всерьез, потому как всегда, когда рассказываешь о предстоящем походе где-нибудь в компании, обязательно найдется кто-нибудь, кто рвется в бой вместе с тобой, а как доходит до дела, то поехать могут 1-2 человека из большого числа страждущих. Вобщем, готовясь к путешествию, я купил билеты только на себя и на Славу и Саше пришлось позже покупать себе билеты отдельно.


2. День первый. Дубровник — Сплит.

Самолет приземлился рано утром, немного раньше расписания. Прошли формальности, получили багаж, собрали велики на привокзальной площади, поменяли евро на куны (курс 7,2 кун/евро), закупили воды. Двинулись в сторону Дубровника. Машин не очень много, но встречаются фуры, что на узкой петляющей дороге не очень приятно. Через несколько километров делаем остановку. Товарищи мне заявляют, что кое-кто едет слишком быстро, что кое-кто весь год перед поездкой отдыхал, в то время как все остальные вкалывали, а теперь они, бедные, вынуждены догонять тунеядца.Вобщем, все последующие дни и ночи мне приходилось компенсировать превосходство физической подготовки б?льшим потреблением алкоголя, дабы с утра плестись в хвосте экспедиции и никого не раздражать своим бодрым видом.
Путь в Дубровник (около 20 км) идет с небольшими спусками и подъемами, лишь один спуск (перед деревней Купари) был довольно крутым и затяжным. На дороге мое внимание привлек светящийся дорожный знак, ограничивающий скорость движения. Ограничение скорости меняется в зависимостии от погодных условий, но интересно не это, а то, что работает он от солнечной панели.
Останавливаемся на смотровой площадке над самым Дубровником. Отсюда, с высоты 200 м, открывается сказочный вид на море и на город в лучах утреннего солнца.

Спускаемся вниз, у входа в старый город наполняем фляги водой из фонтана, оставляем велики и вещи на мотопарковке, переодеваемся в WC, расположенном тут же у парковки и с толпами туристов заходим внутрь старого града.
Долго глазеть по сторонам не получилось, дойдя до моря, осели в ресторанчике — позавтракать. По-моему, мы сели за тот же столик, что и год назад с Русланом. Рыбный стол с вином улучшил настроение, но вот цены не обрадовали — 300 кун на троих.
После завтрака, игнорируя надвигающуюся жару, поднимаемся на стену. За 70 кун на человека можно обойти по периметру весь город. Экскурсия занимает около 1,5 часов. Ходим, смотрим на море и на город. Виды просто замечательные! Крепостная стена является продолжением поднимающейся из моря скалы. Сам город, находящийся внутри крепостных стен, как и положено средневековому городу, характерен узкими улочками, черепичными крышами и белыми стенами, однако кое-где затесались современные сооружения, такие как, например, эта футбольная площадка. Сверху можно распознать здания и сооружения, которые часом назад мы наблюдали внизу. В городе расположены аппартаменты, имеющие выходы к морю через крепостную стену, с высоты которой хорошо видно, как туристы загорают на камнях под стеной и ныряют с уступов. Когда на обратном пути мы останавливались в Дубровнике, выяснилось, что все эти небольшие пляжики на внешней стороне стены оборудованы душем. И купаться здесь одно удовольствие.
После прогулки по стене, измученные жарой, вернулись к великам и поколесили к автовокзалу (около 5 км). Билеты на автобус до Сплита 112 кун/чел + 30 кун/багаж. Автобус идет 6 часов, большую часть дороги спали. Как всем известно, Босния имеет маленький выход к морю, длина ее побережья около 15 км. Следуя из Дубровника в Сплит по материку, приходится дважды пересекать границу — сначала границу Хорватия-Босния, затем Босния-Хорватия. Общение с пограничниками как всегда запомнилось своей абсурдностью. Дело в том, что Слава оставил паспорт в багаже, в багажном отсеке автобуса. В обоих случаях при паспортном контроле на границе Слава просто сказал, что паспорт в багаже, он русский и едет вместе с нами, у которых паспорта имеются. Пограничники поверили.

На территории Боснии автобус сделал остановку возле местного супермаркета на въезде в Неум. В принципе, цены здесь должны быть ниже чем в Хорватии, но я этого как-то не заметил. В магазине, кстати, принимают не только конвертируемые марки (валюта Боснии), но и хорватские куны, видимо расчитан магазин на транзитные автобусы, потому и цены высокие.

После границы, уже на территории Хорватии автобус свернул с трассы, чтобы проехать по долине Неретвы в город Меткович. Мне стало интересно, будет он возвращаться назад на трассу той же дорогой или пойдет другой. Я всматривался в сельский пейзаж за окном и уснул, проснулся только когда в надвигающихся сумерках автобус въезжал в Сплит.

Сразу на автовокзале нас окружила толпа бабушек, сдающих комнаты. После долгой дискуссии с ними, которая скрасила нам сбор великов, договорились за 30 евро на троих переночевать в аппартаментах в 10 минутах езды на велосипедах от автовокзала. Кстати, рядом с автовокзалом находятся и причалы паромных линий. Аппартаменты оказались даже очень ничего. Мы получили каждый по комнате и санузлу. Минус был в том, что помещение оказалось полуподвальным, наши окна выходили на улицу на уровне выхлопных труб автомобилей и открывать окна было нежелательно. Неудобство компенсировалось наличием кондиционера.

Вечером отправились на осмотр достопримечательностей. Лично я после Дубровника Сплитом впечатлился не очень, хотя город и имеет свой колорит. Приятно было посидеть на территории дворца Диоклетиана на древних ступенях, посмотреть некие пляски, затем посидеть в кафе под открытым небом, попивая местные напитки. А вот надпись на стене “I hate this town” написали не мы, все-таки город нам понравился.

За день проехали 26 км.


3. День второй. Сплит — остров Хвар.

Утром Саша убежал посмотреть город при солнечном свете, вернулся возбужденный от увиденного. К его возвращению мы уже были готовы выезжать. Саша мечтал показать нам здание государственного театра, которое так его впечатлило. “Это здесь, рядом,” — сказал Саша и мы покатили за ним. После получаса блуждания по городу в поисках пропавшего театра, мы вынуждены были осесть в кафе из-за сильного ливня, который внезапно налетел на город. Два часа прошли впустую, потому что утром в кафе не поесть и заняться нечем, кроме как пить чай и принесенный с собой коньяк, зато после дождя выкатили сухими и сразу нашли и театр и прикольную пешеходную улицу, которая спускается к морю.

Накатавшись по городу, отправились к полуострову Марьян, где на горе расположен городской парк со смотровыми площадками. Обычно на гору поднимаются прямо из города по системе лестниц, проложенной по восточному склону горы. Велосипедистам карабкаться по ступенькам не очень приятно, поэтому мы обогнули полуостров по дороге, идущей вдоль моря и поднялись по легкому серпантину, извивающемуся по западному склону.
Подъем очень приятный: справа открываются виды моря, а слева одна за другой вырастают церкви, вырубленные в скале. Картину дополняют кипарисы и цветущие кактусы. В парке произрастает большое количество деревьев различных хвойных пород и Слава все искал черногорскую сосну, шишку которой ему обязательно надо было привезти из этой поездки. Мое внимание снова привлекает использование возобновляемых источников энергии, на этот раз это фонари на солнечных батареях, освещающие парк. Дорога забирается вверх на высоту около 100 м над уровнем моря, долгое время идет на одной высоте и выводит на смотровую площадку, над которой гордо развевается огромной хорватский флаг, а внизу открываются замечательные виды на город и на море.
Долго глазеть по сторонам не приходиться, пора спускаться в город, чтобы успеть на паром. По пути закупаемся в магазине популярной сети “Konzum”. Саша, ушедший за фруктами, принес почему-тот килограмм морковки, которую мы ели на протяжении всего оставшегося пути. К парому подъехали в самый последний момент, купили билеты (276 кун за 3 человека и 3 велосипеда), кстати, на сайте Jadrolinija информация о тарифах и расписание полностью соответствуют действительности. Паром оказался вполне обычным, средних размеров.
C воды Сплит выглядит очень заманчивым приморским городом, зажатым между морем и горами. Интересно сочетание пальм и хвойных деревьев.

В пути до острова Хвар, который считается самым длинным и солнечным на Адриатике, мы успелии перекусить, поспать и пофотографировать. Паром прибывает на пристань, расположенную в 2 км от городка с неоригинальным названием Старый Град. В бухту Старого Града паромы не заходят, зато в ней огромное количество маленьких катеров и яхточек.

Городок, вытянутый вдоль бухты, показался маленьким и полупустым. В нем много достопримечательностей римского периода и средних веков, но указатели довольно бестолковые. Древние улочки петляют среди каменных домов и церквей, спускаются к набережной, где расположены магазины и кафе. В одной из церквей оказалась очень хорошая акустика. Саша исполнил вокализ, мы завороженно слушали до тех пор, пока нас не спугнули любопытные туристы. Вообще, людей на улицах мало, а большинство из них — туристы.
Посетили замок-дворец Тврдаль — резиденцию поэта XVI века Петара Гекторовича (10 кун/чел), которая строилась в течение 40 лет по его чертежам. Во внутреннем дворике расположен пруд Рыбняк с водопадом и причудливыми рыбами, башня-голубятня и сад с редкими растениями. Мы оказались единственными посетителями. Приятно было побродить по саду, поиграть с кошкой, покормить рыбок и посидеть в тени. Уходить из замка в жару староградских улиц не хотелось, но голод оказался сильнее.

Плотный обед в ресторанчике, заезд на рынок для покупки местных фруктов и сыра, общение с местными жителями и педалирование на север, в район деревни Рудына, в поисках укромного места для палатки на берегу моря.
Въехав в Рудыну, повернули на перекрестке налево. Когда в наступающих сумерках под колесами закончился асфальт, а впереди обнаружились расходившиеся в разные стороны неприятного вида грунтовые дороги, мы спешились и, разделившись на две группы, отправились на разведку. В конце концов место было найдено и оказалось именно тем, что нужно.

Надо сказать, что остановка в палатке вне кемпингов, а также разведение костров запрещены на всей территории Хорватии. Может в этом и есть какой-то смысл, по крайней мере, территория этой балканской страны несколько чище территории соседей. На мой взгляд, на островах Далмации не так много диких пригодных для стоянки мест, до которых можно добраться на велосипеде. Поэтому считаю своим долгом дать подробное описание пути к месту нашего ночлега. Перед въездом в Рудыну мы сфотографировали подробную карту окрестностей, изображенную на щите у дороги. Карта помогла нам в дальнейшем для ориентировки на местности. Чтобы найти это место, нужно от Рудыны ехать по дороге, ведущей на северо-запад. Когда закончится асфальт (на карте желтая непрерывная линия переходит в желтую пунктирную), проехать вперед еще несколько сотен метров и повернуть направо на грунтовую дорогу, по которой ехать до моря, игнорируя два поворота направо. На карте — это точка восточнее залива Дидидага (U. Dididaga).

День завершился купанием в ночном море и ужином на берегу.

За день проехали 24 км. За два дня 50 км, не густо!


4. День третий. Остров Хвар — остров Корчула.

Лучи утреннего солнца осветили наш лагерь. Одна палатка стоит на площадке под раскидистой сосной, другая чуть выше. Спуск к морю представляет собой наклонные каменные борозды. Море изумительного цвета, через пролив возвышается Видовой горой (780м) остров Брач. Утреннее купание еще приятнее ночного!
Позавтракав остатками от ночного пира, отправились в путь по вчерашней грунтовой дороге, а затем и по асфальту назад в Старый Град. Дорога узкая, а спуск в город довольно крутой, прокатились с ветерком. Путь от Старого Града в Йелсу ничем особо не примечателен: слева виднеется море и остров Брач, вокруг дороги сельские пейзажи, привлекает внимание цвет распаханой земли — темно-красный. Перед Йелсой сворачиваем направо, дорога начинает забираться вверх, появляются виноградники. Мы останавливаемся и с большим удовольствием поглощаем сочные сладкие плоды — как раз то что нужно организму велосипедиста — вода и калории.
Подкатываем к туннелю Питве. Туннель узкий, длина 1400 м, организовано реверсивное движение. Проезд велосипедов запрещен, но делать нечего, не возвращаться же в Старый Град. Включаем фонари, дожидаемся зеленого сигнала светофора, пропускаем вперед несколько машин, скопившихся на въезде в туннель и начинаем педалировать. Движение в таком узком и неосвещенном туннеле довольно неприятное занятие, быстро здесь не разгонишься, а если разгонишься, то получишь травму, что и произошло с одним из нас. Примерно в середине мы увидели, что свет в конце туннеля померк, а вместо него появились фары встречной машины. Пришлось прижиматься к стене и пропускать автомобили.

Как приятно было снова оказаться на открытом пространстве, залитом солнцем! Со встречными машинами разъезжаешься легко, внизу плещется море, вдали виден остров Корчула — цель сегодняшнего дня.

Изначально мы планировали посетить Грапчеву пещеру, которая находится в центральной части южного побережья острова, но время уже поджимало, а качество дороги до города Хвар, откуда отправлялся паром на Корчулу, представлялось не слишком хорошим. Поразмыслив, повернули направо, в сторону Хвара, дабы успеть на паром сегодня. Дорога приятная: горы, виноградники и море. В одной небольшой деревушке купили ракии и вина, покупка сопровождалась дегустацией.

Перед въездом в деревню Неделя (Nedjelja) дорога раздваивается: прямо уходит грунтовка на Хвар, а направо асфальт вниз, к морю, в деревню. Незнающему легко спутать, ноги сами несут по асфальту и мы не стали исключением. Ошибку осознали уже внизу, у моря. Пришлось купаться, ведь не зря же свернули с дороги. С берега виден вход в пещеру метрах в 200 над нами. Попытались к ней подобраться, да оказалось тяжело карабкаться в гору по жаре. Оставили эту идею и покатили в сторону Хвара по грунтовке.
Дорога сложная: ямы, камни, спуски-подъемы, жара, пыль от иногда проезжающих машин. Зато виды на этом участке дороги потрясающие, пожалуй до сих пор ничего подобного нам не встречалось. Горы, испещеренные разломами, создают причудливые формы. Голубое море с зелеными островами простирается к горизонту. Дорога идет над морем на высоте около 50 м, иногда под нами возникают маленькие бухточки с песчаными пляжами и светло-голубой водой. Иногда, подобно оползням, на склонах безлесых гор вдруг появляются засаженные виноградниками клочки земли. Дорога идет вперед, огибая бухточки и мысики, вдаваясь в глубину острова и почти выходя за его пределы, словно зависая над морем. Над бухтами стоит нестерпимая жара, а над морем дует слабый ветерок, здесь можно немного отдышаться и полюбоваться видами. И все же, если не смотреть на фотографии, то единственное, что вспоминается сейчас об этом участке пути — это жара, жара в худшем ее проявлении. Скорость движения на каменистой дороге очень маленькая, даже под горку не разгонишься, поэтому набегающего (и освежающего) потока воздуха, как на больших скоростях, почти нет. При этом усилия на педалирование велики, что также снижает сопротивляемость жаре.
Когда мы наконец выбрались на асфальт, времени до отхода парома оставалось немного, а на этом маршруте паром ходит один раз в день. Энергично, насколько это было возможно, попедалировали в Хвар.
Город Хвар интересный, имеет крепость и другие достопримечательности, посмотреть которые мы не успели. На улицах много туристов, вдоль набережной выстроились корабли и яхты. Паром отходит от гостиницы Рива, вернее это катамаран. Отличие катамарана от парома, помимо быстроходности и конструктивных особенностей, в том, что на катамаран не принимаются автомобили и велосипеды. Перевозка велосипедов либо по согласованию с капитаном (так было на катамаране Nona Anna на маршруте Млет — Дубровник), либо в чехлах в качестве багажа (как на маршруте Хвар — Корчула).

Катамаран опоздал минут на 20. Приехавшие пассажиры выгружались очень долго, а вот отъезжавшие загрузились слишком быстро, настолько, что Саша не успел это сделать. Когда мы со Славой осознали, что мы удобно расположились на судне, а Саша мечется по удаляющемуся причалу, было поздно. Мы долго горевали, но в конце концов решили, что это может быть и к лучшему, ведь Саша — малопьющий вегетарианец. Теперь мы можем спокойно поесть мясо и попить ракию, никого не смущая и не искушая, а Саша наконец-то поест вдоволь своей морковки. Предвкушая пир, который должен был восстановить силы после всех переживаний и снизить боль утраты, я полез в рюкзак, где с утра лежал большой шматок пршута и бутыль ракии. Каково же было мое удивление, когда вместо этого я извлек пакет с морковкой. Представляю, как удивился Саша, когда вместо морковки обнаружил у себя пршут (вяленое мясо). Да уж, все остались голодными...

До города Вела-Лука на острове Корчула добрались быстро. Сразу на причале нас поймал человек с табличкой “sobe 15 euro”. Немного поторговавшись и собрав велики, договорились на комнату за 12 евро/чел. Мужик поехал на машине, мы за ним. Домик оказался примерно в километре от берега. Сам город портовый и ничего особого из себя не представляет, но на набережной тусуются туристы, здесь расположены бары и рестораны, сюда мы и пришли с наступлением темноты. С Сашей поддерживалась связь с помощью sms-сообщений, поэтому мы уже знали, что через пару часов после нашего отплытия, он сел на катамаран до города Корчула, что находится на противоположном конце острова, и теперь едет к нам на автобусе. Пир даже еще не дошел до своей кульминации (мы заканчивали только второй графин вина), когда Саша бодрый и веселый прибыл в Вела-Луку и присоединился к нам.

Остаток вечера был наполнен дискретными событиями, что характерно для затуманенного рассудка: это и общение с хозяином апартаментов по поводу заселения третьего жильца, сопровождаемое торговлей на хорватском с применением ненормативной лексики (хозяин, поднятый с постели, повторял одно грубое слово, означающее, что все ему надоело и звучащее по-хорватски точно также, как и по-русски), это и возвращение в одиночестве на набережную для общения с неким невменяемым русскоговорящим финном(!), это и блуждание по ночному городу в поисках приключений, констатация неинтересности и ущербности городка и возвращение в апартаменты под утро.

За день проехали 52 км. И это только на велосипеде :-)