Ночью сидели у костра, вели милые беседы, берег реки и бездонное черногорское небо привели меня в романтическое настроение, я так и уснул на мокром от росы коврике. Просыпаюсь у догоревшего костра. Глядя на пустые бутылки и полупустые пакеты, дивлюсь количеству выпитого вина и радуюсь тому, что еда не вся съедена. Начинающийся день обещает быть жарким. Завтракаем, клеим камеры и неспеша выдвигаемся в путь.
Катаясь накануне по ночным дорогам в поисках еды и питья, я понял нашу вчерашнюю ошибку и разведал путь к границе. Теперь ехалось хоть и тяжело, но беззаботно, каждая кочка на дороге была мне знакома. Докатили до дороги Улцинь — Круче, повернули направо. Дорога проходит по небольшому каньону высохшей речки, места красивые. Делаем вид, что фотографируем пейзажи, на самом деле просто используем каждую возможность остановиться и отдохнуть. Так, в темпе инвалидов, добираемся до развилки в поселке Круче. Скоро граница с Албанией, а что ждет нас в этой стране, одному Аллаху известно. Решаем закупить провиант и пиво в магазинчике у перекрестка. У хозяина магазинчика узнаем первое албанское слово — фаламиндери, что значит спасибо. Здесь знакомимся с Китайцем, человеком, с которым пропутешествуем следующие двадцать четыре часа. Этот велосипедист сразу поразил нас своими поступками, жизненной позицией и образом мысли, впрочем это одельная история.
Дальше педалируем втроем. Уже у самой границы проезжаем город, вернее, деревню Владимир. Что-то знакомое слышится в этом топониме. На границе очередь, машин пятнадцать. Как и положено, объезжаем очередь и подходим к окошку для пешеходов. Пограничник быстро ставит штампы в наши с Русланом паспорта, а вот у Китайца долго что-то выясняет. Я оглядываюсь по сторонам, с настырностью шпиона изучаю обстановку. Пограничник в будке пьет пиво из горлышка. Возле будки стоит большой мусорный контейнер доверху набитый пустыми бутылками. Албанский колорит.
Албания сразу поражает своей необычностью. Пересекая границу, попадаешь как-будто на другую планету. Здесь жарче, меньше зелени, много мусора, мало дорог. Люди говорят и пишут на непонятном языке, а разгильдяйства у них на порядок больше, чем у братьев-славян. Много мечетей, а вот религиозных людей мало. Если в Республике Сербской мы привыкли к тому, что нас все спрашивают, какой мы веры и ответ на этот вопрос является основным критерием идентификации, то здесь об этом спрашивать как-то глупо, люди не понимают, к чему этот вопрос и на что это может влиять. На дорогах много ржавых велосипедов и таких же ржавых мерседесов. Думаю, что настоящий албанский мужчина должен ездить на мерседесе и мерседес этот должен быть украден им в Западной Европе. И все же здесь люди очень дружелюбные, спокойные и по-детски наивные, к путешественникам относятся со сдержанным интересом, а иногда и с жалостью (наверное, жалеют всех безмерседесных).
Человеку с юмором в Албании будет очень весело. Чего только стóят 800.000 бункеров, разбросанных по всей стране и попадающихся на глаза в самых неожиданных местах. А сеть заправок Кастрати! Лично мне показалось занимательным огромное разнообразие велосипедов, приспособленных под разные нужды.
По пути попался футбольный стадион, расположенный ниже дороги. В это время как раз шел матч. Очень удобно понаблюдать за игрой прямо с дороги. Многие зрители приехали на велосипедах, велопарковка переполнена.
Город Шкодер, в который мы стремимся попасть, расположен на противоположном берегу Бояны (здесь она называется Буна).
Проезжаем сваи нового, большого и современного моста. Похоже, он никогда не будет достроен. А вот старый мост, узкий и деревянный, расположенный в паре километров выше по течению, прослужит еще многим поколениям шкодерцев.
Шкодер оказался крупным городом, но центр его очень даже уютный. Всю необходимую информацию получаем в туристическом центре, меняем в обменнике деньги, обедаем в ресторане национальной кухни и заселяемся в хостел. После небольшого торга, с нас берут по 5 евро с человека и селят втроем в одну комнату.
В хостеле кроме нас живут еще два немца, один из который говорит по-русски. Вечером все пятеро отправляемся бродить по городу, покупаем сувениры и ужинаем в кафешке. Среди сувениров обращаю внимание на карту Великой Албании, в нее входят кусочки территорий всех соседей. Амбиции у албанцев большие — характерная черта для всех балканских народов.
Ночью я традиционно отправляюсь бродить по городу в одиночестве. Две лошади мирно пасутся в сквере в самом центре большого города. Сижу в открытом кафе на пешеходной улице, знакомлюсь с местными жителями, узнаю много слов из албанского разговорного языка. Отправляюсь в ирландский(!) паб, один из посетителей говорит, что знает меня. Оказывается, что он — служащий банка, где мы меняли деньги. Ко мне подсаживаются его друзья, завязывается разговор, я узнаю еще более разговорные албанские слова. Желаю всех угостить ракией, но в этом заведении она не продается. Бармен выносит ракию собственного изготовления и сам всех угощает. Всё как всегда, всё как везде. И с чего я взял, что Албания чем-то отличается от своих соседей?!
За день проехали 55 км.
Утром прощаемся с Китайцем. Он едет в Косово, а мы направляемся в Черногорию, в Подгорицу. Немного колесим по улицам Шкодера. Движение для автомобилей почему-то перекрыто, на улицах видим много колоритных прохожих и необычных велосипедистов. Делаем попытку заплутать, да ничего не выходит — выездов из Шкодера не так много, а на север ведет всего одна дорога.
Выезд на трассу превращен в небольшой продуктовый рынок, по обе стороны дороги крестьяне торгуют всякой всячиной, иногда прямо с телег, запряженных лошадьми.
Путь до границы идет по равнине, окружающей Шкадарское озеро. Дорога ровная и плоская, довольно унылая. Развлекают разве что бункеры. Иногда можно видеть целые цепочки бункеров, уходящие к горизонту. Каждый бункер представляет собой бетонную полусферу с небольшими бойницами и маленьким входом. Внутрь помещается от двух до четырех человек. Видимо, строились они с таким расчетом, чтобы каждый житель страны мог в любую минуту иметь в пешей доступности такой бункер. Работают, например, крестьяне в поле, вдруг налетает авиация предполагаемого противника. Все прячутся по бункерам, а после бомбежки вылезают и продолжают спокойно сеять там или пахать. Также и все прочие граждане имеют возможность спокойно работать, несмотря на бомбежки и прочие происки врагов.
На погранпереходе албанцы поставили в паспорта штампики о выезде. Позже, уже в автобусе на Белград, мы заметили, что дата на штампах на четыре дня позже реальной. Удивляться не приходится, помня гору пивных бутылок на вчерашнем погранпереходе.
Вот и снова Черногория, страна, где всё просто и понятно. После общения с албанцами, знающими английский еще хуже, чем я, кажется что вернулся в родную языковую среду.
В нескольких километрах от границы обнаруживаем настоящий оазис. Здесь из-под скалы бьёт мощный источник, стекая ручьями в Шкадарское озеро. Ручьи запружены, в результате имеется несколько прудов с холодной прозрачной водой. Территория вокруг ухожена, трава пострижена, мусор регулярно убирается. Наполняем фляги, купаемся в ледяной воде.
После небольших подъемов и спусков в районе границы, дорога вновь идет по равнине до самой Подгорицы и мало чем примечательна. Автовокзал находим сразу на въезде в город. Покупаем билеты на автобус до Белграда, до которого остаётся ещё несколько часов. Катаемся по Подгорице, но ничего интересного не находим. Посещаем памятник Пушкину, отправляемся к памятнику Высоцкому, читаем строки, высеченные в граните:
Мне одного рожденья мало,
Расти бы мне из двух корней.
Жаль, Черногория не стала
Второю родиной моей.
Садимся на вечерний автобус и отправляемся в Белград. Граница снова становится забавным местом. Сербские таможенники заходят в автобус и спрашивают, чей это такой странный багаж лежит внизу. Оба водителя указывают пальцами на нас с Русланом. Выходим из автобуса, достаём велорюкзаки, они и правда выглядят необычно. Внутри — потная одежда, да прокопченая палатка, но таможенников интересуют пухлые накладные карманы. По мере того, как при свете фонариков мы выкладываем на асфальт содержимое рюкзаков, к нам подтягиваются всё новые и новые таможенники и пограничники. Когда я достаю медицинскую аптечку, вокруг стоят уже человек десять, расспрашивают, как это мы вдвоём путешествуем. Главный таможенник берёт в руки аптечку, читает вслух непонятные ему русские названия лекарств, доходит до перекиси водорода, читает по слогам, сплёвывает на асфальт: «А-а, виагра!» Все дружно ржут, смотрят на нас с уважением. Представление окончено, можно возвращаться в автобус, спать до Белграда.
За день проехали 60 км.
В Белграде оказываемся рано утром, катим на великах по пустым улицам. Стучимся в двери хостела «Chillton» на Катаничева 7. Заселение только в 12.00, но пока можно посидеть в холле. По правилам хостела гостям положено угощение — стопка ракии. В семь утра пьётся безо всякого удовольствия. Осматриваем хостел, втыкаемся в компьютер, принимаем душ. Болтаемся по утреннему городу, заходим в кафе. Пока несут завтрак, Руслан засыпает прямо над пустой тарелкой. К двенадцати возвращаемся в хостел и полдня спим.
Велосипедная инфраструктура Белграда развита достаточно хорошо. Веломаршрут длиной несколько километров идет через весь город по набережным Савы и Дуная, делает петлю вокруг исторического центра. Маршрут размечен, имеются указатели и даже лифт для велосипедов (подъем на мост). Кроме того, через Белград проходит веломаршрут вдоль Дуная «Danube route». Маршрут длиной 2875 км начинается в Германии и заканчивается на берегу Черного моря.
Вечером гуляем по Белграду, но приключений не находим. Калемегдан, улочки, сувениры, кафешки и магазинчики.
Утром выезжаем из хостела в аэропорт своим ходом, практически тем же путем, что и две недели назад, только в обратном направлении. На шоссе Белград — Сурчин останавливаемся в столовой перекусить на последние динары. Сидим на открытой террасе, ветер сдувает скатерти со столов и бьёт стаканы. Шутим с официанткой: «Нам чорбу и две ложки». Она секунду думает, потом догадывается: «Чорба и две кашики». Ни один мускул не дрогнул на её лице, похоже, эту шутку ей приходится слышать часто.
Путешествие закончено, пройдено на великах более 900 км (точных данных не сохранилось). Пять балканских стран позади. На очереди Македония, Словения и Греция, а также примкнувшие к ним Румыния, Турция и Италия. Получится ли еще попутешествовать?
- Карты.
- Сербия, Босния.
- Босния, Хорватия.
- Черногория, Албания.
- Маршрут.
- Сараево, центр.
- Белград, центр.
- Аэропорт — Белградский автовокзал.
- Автобусы.
- Статья о том, откуда берется ваучерная волокита и как бесплатно сделать ваучер, например, в Боснию. Кстати, у этого блогера вообще очень много интересной информации о путешествиях. Рекомендую.
- Статьи о нашем походе.
- “Галопом по Балканским Европам”. Статья из корпоративного издания КузбассКапиталИнвеста.
- Статья из журнала “Самый Сок”. стр.1.
- Статья из журнала “Самый Сок”. стр.2.
- Балканские рассказки.
- Фото из похода 2010 года.
- Балканские отчеты.