БОСНИЯ, АЛБАНИЯ 2010

10. День девятый. Игало.

Стоит ли говорить, что когда у тебя из окна такой замечательный вид, какой был у нас в Дубровнике, просыпаться ранним солнечным утром одно удовольствие, даже несмотря на то, что полночи не спал и вообще нарушал спортивный режим.

Отправляемся завтракать в старый город, потом болтаемся по крепости, выходим к морю и затеваем завтрак №2, на этот раз с рыбой и пивом. На солнце становится совсем хорошо.
Еще немного болтаемся по крепости и уже на выходе слышу мелодичное бренчание на гитаре и вижу своего вчерашнего знакомого — Бóяна. Очень кстати ударение в его имени делается на первый слог, как этот принято в сербском языке, иначе было бы совсем смешно: музыкант по имени БОЯН. Бóян очень рад увидеть меня снова, дарит два диска со своей музыкой. Любопытные гитарные импровизации, я теперь иногда слушаю эти диски в машине.

Возвращаемся в апартаменты. Утреннее вдохновение постепенно проходит, накатывает усталость. Вид незастеленной постели провоцирует предательские мысли о необходимости сна после завтрака, но надо отправляться в дорогу. Собирая вещи, обнаруживаю в рюкзачке, с которым вчера болтался по городу, банку пива. Забираюсь на подоконник, свешиваю ноги на крышу, подставляю лицо лучам уже жаркого солнца. С моря дует мягкий ветерок, вид старого города и крепости вызывает приступ радости, а первый же глоток пива — полное неприятие дальнейшего перемещения любым видом транспорта, о чем я тут же и сообщаю Руслану. К этому добавляю, что в Дубровнике мне очень нравится и я остаюсь здесь. Руслан, который уже собран, говорит, что он слышит от меня это каждое утро, что мне нравится везде, куда бы мы ни приехали, поэтому ничего нового я ему не сказал. Говорит, что я могу сидеть на подоконнике, свесив непотребство наружу, сколько мне вздумается и пялиться на черепичные крыши сколько мне угодно, а он, Руслан, сейчас забирает вещи, садится на велик и катит в Черногорию. Эта короткая речь привела меня в чувство, сидеть на жарком солнце расхотелось, да и пиво к тому же закончилось.

И снова дорога, снова море и солнце, ленивые водители и редкие пешеходы. Весь день проходит в борьбе с внутренним врагом, который, как известно, самый опасный. Это то существо, которое знает твои слабые стороны, которое постоянно посылает в мозг всякие развратные импульсы: хорошо бы остановиться, прилечь, поспать... Но Руслан рвется вперед и я стараюсь от него не отставать очень сильно. Так незаметно выезжаем к границе.

Черногорский пограничник спрашивает, где у нас штамп о выезде из Черногории. Объясняем, что мы едем из Боснии и из Черногории не выезжали. Он никак не может взять в толк, что можно так вот путешествовать на великах и почему-то считает, что мы отдыхаем в Черногории и на один день съездили в Хорватию, а вот штампы в паспорта не поставили. Зовет старшего смены, тот неглядя ставит штамп, езжайте.

Через пару километров после погранпоста закупаемся в гипермаркете в местечке Игало. Здесь развилка дорог. Вправо уходит дорога на мыс, разделяющий Черногорию и Хорватию. В поисках ночлега едем по этой дороге, но удобных мест нет, отвесные склоны гор уходят в море. Возвращаемся в Игало и ставим палатку на пляже под зарослями бамбука.

За день проехали 50 км.


11. День десятый и день одиннадцатый. Герцег-Нови, Котор, Будва.

Лагерь наш оказался на пляже среди куч мусора. Море в этом месте очень мелкое, к тому же случился отлив, так что даже искупаться не удалось. Ближайший дом оказался метрах в тридцати, за кустами бамбука. Местные жители очень лояльно относятся к туристам, неожиданно появившимся на пляже в поселке. В темноте они тактично обходили палатку стороной, утром здороваются с нами. В ста метрах от палатки находится пляжный бар, в него я отправился зарядить телефон. Мужик, читающий газету у барной стойки, сказал, что бар закрыт и показал, где находится розетка. Я воткнул в розетку зарядное устройство и ушел сворачивать лагерь. Телефон забрал, когда мы уже уезжали с пляжа.

Герцег-Нови показался каким-то очень уж курортным. Узкие улицы забиты машинами, в старом городе толпы туристов, маленькие пляжи переполнены. Посетили крепость. Стоимость посещения 1 евро, но мы не сразу нашли кому платить, а к тому времени когда нашли, всю небольшую крепость уже посмотрели и платить не было резона. Все-таки поездка малобюджетная, надо соблюдать формат.

Которскую бухту увидели во всей красе с борта парома, который пересекает бухту, дабы сократить путь из Герцег-Нови в Будву. После парома сворачиваем налево, на узкую дорогу в одну полосу, идущую в Котор вдоль самого берега. Места красивые и тихие. Прозрачная вода плещется у дороги, машин почти нет. Проезжаем мимо маленьких пляжей и небольших причалов. Останавливаемся пообедать в ресторане. Садимся за столик у самой воды и тут же нас начинает атаковать стайка настырных рыбок. Приходиться делиться с ними обедом.
В Которе сцепляем велики на входе в старый город и отправляемся осматривать достопримечательности. Из старого города начинается подъем в крепость, в начале подъема сидит билетер-контролер, вход в крепость 2 евро. Здесь мы снова вспоминаем о том, что наша поездка бюджетная. Достаем бумагу Федерации Путешественников, показываем контролеру. Он внимательно изучает, брови его ползут вверх. «Илья Гуревич?!» — восклицает он, увидев, кем подписана наша “дорожная грамота”. Нас тот час пропускают безо всякой оплаты. Уж не знаю, что так впечатлило гордого сына Черных Гор, то ли слава питерского велопутешественника дошла до этих мест, то ли он удивился, что в Питере есть человек с сербской :-) фамилией, да к тому же занимающий столь высокую должность.

Приятно после нескольких дней педалирования размять ноги на бесконечных лестницах Которской крепости. Вид из крепости на Которскую бухту как всегда прекрасный, да и сама крепость смотрится интересной.

Спустившись вниз, познакомились с двумя велотуристами из Голландии, путешествующими на велосипедах лежачего типа. Лично я велосипеды подобного типа встречал, но никогда не видел, чтобы их использовали как экспедиционные. Интересно расположение багажа, прямо под велосипедистом.

Из Котора отправляемся в сторону Будвы. Кроме длинного и страшного туннеля на выезде из Котора, дорога ничем не примечательна, проходит по равнине, машин довольно много. Перед самой Будвой останавливаемся на скале, возвышающейся над морем. Я много раз любовался отсюда пейзажем, видом на море, но ни разу не обращал внимание на то, как интересно отсюда выглядит пляж Яз внизу.

В Будве, колеся по городу в поисках апартаментов, встречаем англоязычного парня на велосипеде с рюкзаками. Рад видеть нас, очень хочет пообщаться с коллегами. Зовут его Марко, живет в Канаде, а родители его родом из Сербии. Прилетел в Белград, на родину предков, купил там за 200 долларов старый велосипед и на нем исколесил всю Сербию вдоль и поперек, уже больше месяца в пути, а теперь вот выехал на море. Хочется еще пообщаться с ним, но не очень удобно стоять посреди городской дороги. Прощаемся, отправляемся на автовокзал, где дежурят старушки, сдающие апартаменты. Селимся в недорогое жилье далеко от моря, да оно нам в Будве не очень и нужно, здесь и моря то нормального нет. Вечером гуляем по городу, знакомимся с парой из Москвы, которая прилетела в Подгорицу, а оттуда на арендованной машине добралась до Будвы. Наши новые знакомые приглашают нас завтра провести время вместе. Чтож, готовы один день бесплатно побыть гидами, тем более, что в Будве у нас по плану дневка.

За день проехали 60 км.

Утром москвичи заезжают на машине за нами, едем на пляж Яз. Сразу на парковке встречаем нашего канадского коллегу Марко, он остановился в кемпинге возле пляжа. Простите, москвичи, но на полдня мы про вас забываем и пьем пиво вместе с Марко, делясь опытом велопутешествий и впечатлениями от Балканских стран.

Наступает время обеда. Прощаемся с Марко, садимся в машину и едем в ресторанчик на берег Которской бухты. Закат встречаем в Перасте. Ближе к ночи москвичи нас высаживают возле нашего жилища в Будве. Чтож, всем спасибо. День, проведенный без велосипеда, сильно утомил меня.


12. День двенадцатый. Великий пляж.

Опять скрипит потертое седло, а также ноет седалище и скрипят коленные суставы, мы снова в пути, едем в самую южную точку Черногории, к острову Ада-Бояна. Путь от Будвы до Ульциня ничем не отличается от прошлогоднего, то же море, то же солнце, те же многочисленные подъемы и спуски. Тот же вид на Будву, Святой Стефан, Петровац. Опять же туннель Хай-Нехай, ну вроде как “хай проедешь, нехай не задавят”.
Ваш покорный слуга смотрит на все глазами опытного путешественника, не раз бывавшего в этих местах. За высокомерие тут же и наказывается. Над Петровацем есть развилка, налево дорога уходит вверх и далее через перевал в сторону Подгорицы, а направо вниз идет дорога в Улцинь. Я же решаю, что вниз дорога — это поворот в Петровац и смело еду вверх. Свою ошибку осознаю лишь поднявшись метров на пятьдесят. Единственный плюс — сделали хорошую фотографию — вид на море и предместья Петроваца.

Миновали Бар, на выезде из которого отведали очень вкусных плодов с яблони, растущей у дороги. Чем ближе к Улциню, тем более пустой и грязной становится дорога. В местечке Круче мое внимание привлекает мерседес с албанскими номерами, который перемещается от помойки к помойке, а его владелец на каждой такой остановке самозабвенно копается в мусорных контейнерах. Интересно, свой мерседес он тоже откопал в куче старого хлама?

В Улцине, а особенно на подъезде к Великому Пляжу, ощущается присутствие дикого албанского населения. Двух несчастных велосипедистов со всех сторон зазывают воспользоваться какими-то сомнительными услугами, люди кричат с балконов. Приличного вида мужчина на мотороллере догоняет нас и на хорошем английском затевает милую беседу о нашем путешествии, которая сводится в конечном счете к впариванию апартаментов. Мужчина сетует на то, что на пляже с палаткой стоять нельзя, зато апартаменты ст?ят здесь ну очень дешево. Мы прощаемся и едем в сторону Великого пляжа, солнце садится и намерения наши очевидны. Мужик желает нам приятного отдыха, звучит это так: “See you tomorrow in the police state!”

Настроение испорчено, добро пожаловать в Черногорскую Албанию, придурки. Но на пляже все забывается, морской простор будоражит сознание: небо, волны, песок и никого вокруг. Ставим палатку, разжигаем костер, ужинаем. Состояние благостного восторга наполняет нас.

За день проехали 70 км.


13. День тринадцатый. Святой Джордж.

Вот всегда бы так ночевать, на диком пляже, на берегу неспокойного моря. Утром можно искупаться, посидеть на берегу, подышать морским воздухом. Редкие постройки пляжных баров ничуть не портят картины. Отели остались на северо-западе, на юго-восток тянется пустынный пляж. Прогулка по берегу в юго-восточном направлении показала, что на некотором расстоянии от нашего лагеря снова начинаются цивилизованные места, хотя людей на пляже очень мало.

После скудного завтрака сворачиваем лагерь и выбираемся через сосновый лес назад на шоссе. Двигаемся на восток, к острову Ада-Бояна. На шоссе несколько мужиков разгружают фуру с арбузами. Покупаем не торгуясь один полосатый плод по цене 0,3 евро/кг.

Обращают на себя внимание многочисленные колонии улиток, облюбовавшие дорожные столбики. Если не считать улиток, то нет ни единой души, шоссе совсем пустое, потому как ведет в тупик, на знаменитый остров и дальше дороги нет. Попадается навстречу пожилая немецкая пара на городских велосипедах с багажом. Едут из Албании, страна им очень понравилась, говорят, люди очень там доброжелательные.

Скоро выезжаем на мост через реку Бояна, связывающий остров Ада-Бояна с материком. Река зеленого цвета, по берегам расположены ресторанчики на сваях. За мостом шлагбаум и охрана, въезд платный. Говорим, что хотели бы остановиться в отеле, пропускают бесплатно. Бродим по острову. Та часть его, которая обращена к Великому Пляжу, сильно замусорена, ничуть не меньше, чем сам Великий Пляж. Здесь же находится пляжный бар. Бармен наливает нам по стопке ракии и, разговорившись, рисует схему проезда к погранпереходу на албанской границе. Восточнее бара расположен окультуренный нудистский пляж, длина его метров двести, а дальше, до восточного рукава Бояны, который совпадает с государственной границей, раскинулся совсем дикий, совсем безлюдный пляж, правда при длине почти три километра, ширина его в некоторых местах едва достигает двух метров. Иногда разросшиеся кусты преграждают путь и приходится обходить их по колено в воде, а набегающие волны доходят и до пояса.

На пляже провели много времени: купались, ели арбуз, загорали. Когда солнце начало клониться к западу, стало немного совестно, ведь проехали сегодня всего ничего, километров десять и вот уже несколько часов валяемся на пляже. Засобирались в дорогу, нацелились на долгий путь, но на выезде с острова зависли в ресторанчике на сваях, а что, на голодный желудок педалировать? А вы знаете, сколько калорий расходуется во время купания? То-то, а вот супчик с пивом — очень калорийно, не говоря уже о том, что это очень вкусно.

Следуя барменской схеме, проехали немного назад, в сторону Улциня, и свернули направо на асфальтовую дорогу, идущую на север среди полей и садов. По пути нарвали мандаринов, не очень спелых, но вполне съедобных. Несмотря на подробную схему, а может и благодаря ей, ведь на ней перепутан Святой Джордж со Святым Николой, мы немного заплутали, на очередном перекрестке повернули не налево как было необходимо, а направо. В результате выехали к погранзаставе на берегу все той же реки Бояны. Пограничники, игравшие в футбол, замахали на нас руками, мол дальше дороги нет, поворачивайте обратно. Ну нет, так нет. Вернулись в маленькую деревню, которую только что проехали и по скотоводческой тропе выехали на берег реки. Здесь с нами приключились интересные события, о которых можно прочитать в рассказе Пограничники.

За день проехали 35 км (не считая моих ночных поездок за провиантом).