21-22.08.2004.
Лосево — ст. Громово — пос. Громово — Портовое — [Соловьево] — оз. Гусиное — Черемухино — Приладожское — Яблоновка — Краснополье — ст. Суходолье.
Суббота, 21.08.2004
С утра льет ливень. Славос звонит мне сообщить, что уже выехал, это значит, что через пять минут мы встречаемся у моего дома. Я одеваюсь, беру рюкзак, вел, выхожу из квартиры, вызываю лифт. Удача — приходит грузовой, это экономит секунд 15 на погрузке/выгрузке из лифта. Лифт застревает между первым и вторым этажами. Две недели назад со мной уже был такой случай, тогда я безрезультатно жал на все кнопки подряд и спас меня проходивший мимо паренек, вызвавший по мобильному лифтера, который через пять минут приехал и вызволил меня из плена, всего я просидел тогда в лифте не более 20 мин. Сейчас — другое дело — еще нет восьми утра, суббота и вряд ли кто в такую рань бросится мне помогать, мобильный в шахте лифта не работает. Снимаю рюкзак, шлем, устраиваюсь поудобнее, начинаю ждать. Есть слабая надежда, что Славос отправится на мои поиски. На всякий случай нажимаю кнопку второго этажа… И, о чудо! Лифт начинает движение и через несколько секунд я, подхватив рюкзак и вел, несусь по лестнице вниз.
Славос меня ждет, с неба низвергаются потоки воды, время поджимает. Бодро педалируем к Финляндскому, электричка 8.27. На вокзале нас уже ждет Вовочка. Покупаем в кассе билеты. Я расплачиваюсь мокрыми купюрами, да еще и с рукава течет струйка воды — после меня кассирша вытирает монетницу тряпкой. В электричке умеренное число пассажиров, размещаемся с комфортом, переодеваемся в сухое, мокрые вещи развешиваем сушиться.
Холод, сырость и бодрое педалирование вызывают у нас чувство голода и по ходу дела мы вносим коррективы в наш маршрут. Изначально хотели ехать до ст. Громово, но решили выйти в Лосево — там есть вполне приличная кафешка с видом на порог. Заодно, может, удастся дождь переждать и посмотреть сплав на резиновых женщинах BubbleBabaChallenge, который как раз и проходил в эту субботу. Второй завтрак получился весьма плотный, но вот дождь не закончился. Участники сплава только начали собираться (один из них виден на фото на заднем плане). Мы еще чуть-чуть покоматозились и в путь. 11 км пути по Приозерскому шоссе запомнились относительно большим потоком машин и непрекращающимся ливневым дождем, пик которого вынуждены были переждать на автобусной остановке.
После поворота к станции Громово на старое шоссе машин стало меньше, но дождь не прекратился. Еще 10 км пути по асфальту и после пос. Громово асфальт закончился. До пос. Портовое и далее грейдер среднего качества. Через 5 км после Портового поворот налево. Дорога сначала весьма живописна и идет через поля, а затем углубляется в лес и местами очень сильно испорчена лесовозами. Дождь понемногу начал стихать, но вот настроение портилось все больше и больше с каждой встреченной практически непроходимой лужей. Объезжая одну из таких луж по левому краю, Славос не удержал равновесие, начал заваливаться влево, не успел отстегнуть контактные педали и брякнулся на обочину в траву. Все было бы ничего, если бы та трава не прикрывала собой довольно глубокую канаву. Результат — в воду погружен байкер головой вниз, вместе с рюкзаком. Конечно, мы к тому времени сильно вымокли под дождем, но Славос убедился, что еще было чему намокать. Продолжили путь, миновали мост через ручей с противотанковой надолбой. Через 200 м от ручья пересекли перекресток с лесной дорогой, идущей от пос. Яблоновка к реке Бурной. Вскоре выехали на трассу Р-33, которая представляет собой грейдер среднего качества, местами испорченный лесовозами, идущий параллельно берегу Ладожского озера. На карте в месте нашего выезда обозначена деревня Соловьево, на местности сия деревня не обнаружена.
Педалируя по Р-33, тщетно пытались найти съезд к Ладоге, в конце концов решили доехать до дороги, идущей к поселку Черемухино, что находится на мысу, окаймляющем Черемухинский залив с севера. Тем не менее, увидев приличную лесную дорогу, ведущую в сторону Ладоги, еще раз попытались пробраться к манящему нас озеру. Метров через 300 дорога превратилась в привычную уже лесовозную дорогу, навстречу попался уазик, а еще метров через 500 (когда я пытался убедить остальных, что уже вижу Ладогу) вывела нас на среднего качества грунтовку. Оказалось, что мы просто срезали угол и находимся теперь на дороге, идущей к Черемухино. Дождь закончился, за спиной было не так уж много — около 60 км, но все силы были потрачены на преодоление грязи и луж, потому катилось нам не очень весело.
Когда слева показалось озеро Гусиное с высоким восточным берегом, поросшим сосновым лесом, мы, не сговариваясь, свернули в это благостное место. На берегу много мест для стоянок, народу не очень много — сказалась, видимо, плохая погода. Около 6 часов вечера начали оборудовать лагерь, выглянуло солнце, начался процесс сушки. Озеро красивое, но противоположный (западный) берег застроен дачами, на нашем берегу было 2-3 палатки и еще по лесу шарились грибники. На протяжении всего сегодняшнего дня мы убеждали Вовочку, что нас ждет вечером прекрасное место: солнце, песок, сосны, а главное — сухо… И, надо же, не обманули!!! Все оказалось правдой! Много километров по говнищу были компенсированы ночевкой в хорошем месте.
Воскресенье, 22.08.2004
После завтрака почистили велосы, Вовочка остался в лагере, а мы со Славосом отправились покататься по берегу Гусиного с надеждой выехать лесными дорогами к Ладоге. Свернув на дорожку, ведущую в сторону от Гусиного, прокатились через замечательный сосновый лес и выехали на вчерашнюю дорогу. Километров 5 на юго-восток, впереди показались полуразрушенные постройки Черемухино и надпись типа (точную формулировку не помню) "Территория под охраной УФС Электроприбор". Черемухино находится прямо на берегу Ладоги, полуразрушенные здания непонятного предназначения перемежаются с приличными коттеджами с евроотделкой. Поведение местных жителей нас несколько шокировало. Сначала какой-то мужик с бензопилой поинтересовался, к кому мы приехали и сказал, что нам лучше отсюда уезжать. Мы сказали, что проедем вперед по дороге, посмотрим места и вернемся назад, никого трогать не будем. На что получили ответ, что нас вперед все равно никто не пропустит, там охрана и колючая проволока, и вообще, не надо туда ездить. Честно говоря, ехать дальше уже расхотелось, мы свернули к берегу Ладоги, выехали на старый финский пирс, полюбовались оттуда ладожскими просторами и берегом Черемухинского залива. Здесь к нам подошел еще один местный житель, лет шестидесяти, начал молча пялиться на наши велики. Состоялся примерно следующий диалог.
Мы:
— Здравствуйте.
Он:
— Вы чего тут делаете?
— А что?
— Вы зачем сюда приехали?
— Посмотреть на озеро.
— Сюда нельзя.
— Почему? Здесь какой-то секретный объект?
— А вы что объявление не читали?
— Какое объявление?
— На входе! Вы откуда приехали? Чего, читать не умеете?
— Там не написано, что сюда нельзя.
— Там все написано, здесь вообще охрана, вон начальник ходит, сейчас по телефону в милицию позвонит и вас заберут, и будут держать до выяснения личности. У нас тут охраны полно, они все в штатском ходят.
Честно говоря, хотелось ему ответить что-нибудь грубое, но, помня рекомендации Гуревича, касаемые общения с местными жителями, я сдержался. Через некоторое время он отвалил, а мы набрали воды и тоже начали собираться. Отъехав 20 метров, встретили девушку, у нее узнали, что запретная зона есть, но она дальше, за колючей проволокой, а здесь находиться можно и она очень удивлена, что нас кто-то прогоняет отсюда. Еще порекомендовала заехать на пляж Черемухинского залива, там очень красиво (мы туда и так собирались). Попробовали сначала проехать по берегу, но дорога почти сразу превратилась в тропинку через болота. Вернулись назад, выехали на основную дорогу, по ней проехали в сторону Гусиного километра 2 и свернули налево, по какому-то очень затертому указателю. Я так понял, что раньше он указывал на что-то вроде пионерского лагеря. Километр по лесной дороге мимо небольшого садоводства и мы на берегу. Места, действительно, красивые — песчаный и галечный пляж, сосны, ручей, впадающий в Ладогу. Искупались, позагорали, покатались по берегу — и в обратный путь. Вернувшись в лагерь, сварили грибы, съели остатки провианта, свернули лагерь.
Путь по грейдеру до станции Суходолье через Приладожское и Яблоновку был пройден в хорошем темпе, почти без остановок, за 2 часа.
В целом поход понравился. Места здесь все еще остаются дикими, хотя в последнее время, похоже, начинают постепенно застраиваться. Берег Ладоги напоминает места чуть севернее (залив Владимировский и бухты севернее него) — низкие болотистые берега чередуются с песчанно-галечными пляжами с сосновым лесом на берегу. Лес тут вырубается активно, как и везде на Карельском перешейке, многие дороги в связи с этим испорчены, что на мой взгляд не является сильной помехой байкеру, даже наоборот, благодаря этому существует дикий уголок, относительно недалеко от города, где можно покататься, встретив не более 2-3 машин за весь день. Надеюсь еще вернуться в эти места.